Будущее страны — за людьми творческими. В ноябре нынешнего года система детского технического творчества Беларуси отметила свое 75-летие.

О том, выдержала ли она проверку временем, насколько жизнеспособна сегодня и каковы ее перспективы — наш разговор с директором Республиканского центра технического творчества учащихся, заслуженным работником образования Республики Беларусь Виктором ЦВИРКО.

О том, выдержала ли она проверку временем, насколько жизнеспособна сегодня и каковы ее перспективы — наш разговор с директором Республиканского центра технического творчества учащихся, заслуженным работником образования Республики Беларусь Виктором ЦВИРКО.

— Виктор Иосифович, нет ли у вас ощущения, что сложившаяся система технического творчества исчерпала себя, переживает сегодня кризис?

— Нет, я по-прежнему убежден, что центры технического творчества имеют будущее. Ведь несмотря на то, что количество технических кружков уменьшается, их показатели улучшаются. Если 10 лет назад количество ребят, связавших свое будущее со специальностью, первые навыки которой они получили в центрах технического творчества, составляло около 70 процентов, то сегодня эта цифра доходит до 85. Система внешкольной работы позволяет развить те начала, которые заложены в ребенке. К тому же у нее есть свои преимущества перед школой: она дает свободу в выборе вида деятельности, раскрывает возможности ребенка. К сожалению, материальная база центров технического творчества отстает сегодня от научно-технического прогресса и новых научных технологий, с которыми нам хотелось бы ознакомить ребят. Это реальная проблема. Сегодня мы удовлетворяем примерно 50—60 процентов “технических” интересов наших воспитанников. Я уже не говорю о том, что у нас в республике сегодня нет ни одного современного спортивного сооружения для занятий спортивно-техническими видами спорта.
Лично я связываю большие надежды с государственной программой поддержки внешкольных учреждений, которая уже разрабатывается. Думаю, благодаря ей удастся изменить ситуацию к лучшему. ХХI век — век прорыва в новейшие технологии. Будущее страны — за людьми творческими. А кузницей таких людей и являются центры технического творчества. Кроме того, развитие подобных учреждений напрямую связано со снижением детской преступности. А это тоже чрезвычайно актуально сегодня.

— Скажите, а помогают ли финансово вашему центру бизнесмены, предприниматели, состоятельные люди?

— Благодаря личным знакомствам иногда удается найти небольшие дополнительные средства для центра. Но, конечно, меценатства как такового у нас в Беларуси еще нет. Государство, безусловно, должно вкладывать деньги в научно-техническое творчество подрастающего поколения. Но оно должно и заинтересовывать, создавать льготные условия для тех граждан, которые оказывают финансовую помощь подобным центрам.

— Чем современные тинейджеры, которые приходят к вам, отличаются от своих предшественников?

— Подростки сегодня раньше начинают думать о том, чем будут заниматься в будущем. Они приходят более подготовленными, информированными. С большими претензиями. Они хотят получить сразу все. К сожалению, количество ребят из неблагополучных семей с каждым годом растет. В спортивно-технических кружках есть прослойка ребят, которые в случае незанятости там наверняка пополнили бы армию трудных подростков, тех, кто стоит на учете и ИДН.

— Какими успехами своих воспитанников может похвастаться центр?

— Тимофей Авелин год назад ездил в США — его доклад по наблюдениям за галактиками был опубликован во всех научных журналах. Сегодня он студент БГУ. Более 20 ребят имеют авторские изобретения, патенты. Наши воспитанники завоевали 24 медали чемпионатов Европы и мира.

— Виктор Иосифович, если сравнить деятельность зарубежных и наших центров технического творчества, что, на ваш взгляд, в их, а что — в нашу пользу?

— У них лучше техническое оснащение. Нет обязаловки: никто не требует, чтобы в кружке было непременно 10 человек, как у нас. А вот что мне не понравилось — за рубежом в подобных центрах работают в основном с покупными моделями, не делают ничего своими руками. А у нас воспитанники с нуля до запуска все мастерят сами. И самый большой комплимент для любого наставника, когда зарубежные коллеги не могут поверить, что работы наших воспитанников — дело их и только их рук.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter