Будущее белорусской железной магистрали – за инновационными технологиями

Бесперебойные и безопасные железнодорожные перевозки очень важны для экономики Беларуси – страны, находящейся в центре Европы. Но реалии сегодняшнего времени таковы, что точность движения составов измеряется минутами и даже небольшие простои грозят немалыми штрафами.

Бесперебойные и безопасные железнодорожные перевозки очень важны для экономики Беларуси – страны, находящейся в центре Европы. Но реалии сегодняшнего времени таковы, что точность движения составов измеряется минутами и даже небольшие простои грозят немалыми штрафами. Как же обеспечить четкую и бесперебойную работу? На помощь приходят современные технологии и технические средства планирования и организации перевозочного процесса.

 

 

БЖД. фотоСоздавать и внедрять такие аппаратно-программные и программно-технические комплексы, без которых экономисты, логисты и технические специалисты просто не смогли бы решать сложнейшие задачи оптимизации работы транспорта и его инфраструктуры, призваны высококвалифицированные специалисты Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги (БЖД). Это их умные головы разрабатывают программно-технические системы и комплексы на базе современных достижений в области программных средств и микроэлектроники. Они утверждают: будущее белорусской магистрали – в планировании и управлении перевозочным процессом. Нынешний год для Конструкторско-технического центра – юбилейный. Он был создан 31 июля 1986 года, и в этом году исполнится 25 лет как Центр трудится над информационным обеспечением Белорусской железной дороги. Накануне юбилейной даты принято подводить некий итог. С этой целью мы и отправились в Конструкторско-технический центр БЖД, а заодно выяснили, какими же приоритетными направлениями и темами его специалисты занимаются сейчас.



Передовые методы работы – с минимальными затратами 


Долгие годы Конструкторско-технический центр занимается разработкой, внедрением и сопровождением систем компьютеризации, автоматизации и диспетчерского управления на Белорусской железной дороге. Отличительной особенностью данных систем является продуманное тесное взаимодействие отдельных автономных элементов, позволяющее достичь максимальной эффективности при автоматизации. Имеющийся опыт разработки, внедрения и эксплуатации как программного обеспечения, так и аппаратной части позволяет с гордостью заявлять о наличии Комплекса автономных систем компьютеризации автоматизации диспетчеризации – КАСКАД. Сегодня в комплекс КАСКАД входят более 20 автономных систем, подсистем и модулей различного назначения как собственной разработки, так и других разработчиков. О предназначении этих систем, принципах их работы, к сожалению, рассказать на газетной страничке просто нереально. Тем не менее о некоторых из них мы постараемся рассказать.
Например, система микропроцессорной централизации стрелок и сигналов (разработка центра) предназначена для управления движением поездов, маневровой работой на станциях (и прилегающих перегонах).


Система диспетчерской централизации «Неман» представляет собой набор программно-аппаратных средств, позволяющих дистанционно контролировать и управлять объектами железнодорожной автоматики, парками или соседними станциями, обеспечивать безопасную организацию и управление перевозками. Например, все инженерные коммуникации столичного железнодорожного вокзала контролируются и управляются ДЦ «Неман» (это вентиляция, обогрев, освещение и многое другое – всего около тысячи объектов). На базе технологии системы ДЦ «Неман» Белорусская железная дорога смогла выйти на новый уровень организации оперативного управления и создать Центр управления перевозками. К слову, финансовые затраты по внедрению ДЦ «Неман» оказались значительно ниже затрат по внедрению аналогичных зарубежных систем. Белорусский комплекс успешно работает не только в нашей стране, но и на железных дорогах Казахстана и Эстонии.



Информационные технологии – в действии


Система технической диагностики и мониторинга, как вы, наверное, уже догадались, предназначена для сбора, диагностики, мониторинга и оперативного автоматизированного анализа информации о состоянии различных устройств и оборудования на железной дороге. Это уменьшает время на поиск и устранение неисправностей. Кстати, сейчас как раз внедряются низовые устройства съема информации о состоянии приспособлений и устройств на станциях. Это дает больше возможностей в диагностике неисправностей.
Внедрение на Белорусской железной дороге еще одной важной системы – автоматической идентификации подвижного состава – коренным образом меняет технологию сбора данных о перемещениях и местонахождении вагонов и локомотивов. Благодаря этой системе управлять перево-зочным процессом стало значительно проще и легче. Весь локомотивный парк и большая часть грузового вагонного парка белорусской магистрали оборудованы кодовыми бортовыми датчиками, а на путях установлены специальные напольные пункты считывания, которые в автоматическом режиме обрабатывают различные данные (например, состав поезда, время и направление движения, номер локомотива, вагона и др.). Отслеживать автоматически проследования поездами стыковых пунктов позволяет автоматизированная система «Буг».


Возможности Конструктор-ско-технического центра позволяют выполнять и много других задач. К примеру, разработкой и внедрением современных методик выполнения измерений, поверкой или калибровкой средств измерений и допускового контроля, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, измерительных систем, эталонов, применяемых для поверки (калибровки) средств измерений, аттестации (калибровки) испытательного оборудования на предприятиях Белорусской железной дороги и сторонних организациях занимается Центральная лаборатория метрологии. В Центре также действуют различные дорожные лаборатории – электротехническая, лаборатория энергоэффективных технологий и оборудования, лаборатория автоматики, телемеханики и связи.


И это лишь часть тех возможностей, которые под силу решать при помощи инновационных систем Конструкторско-технического центра БЖД.



В интересах безопасности движения


Безопасность железнодорожного транспорта – приоритетное направление в развитии Белорусской железной дороги. Поэтому в Конструкторско-техническом центре создан Испытательный центр объектов железнодорожного транспорта. Его задача – подтверждение соответствия железнодорожной продукции (деталей и узлов подвижного состава, железнодорожного пути, автоматики, телемеханики и т.д.) требованиям безопасности.


Говоря о важности решаемых Конструкторско-техни-ческим центром БЖД проблем и ответственности перед потребителями, нельзя не сказать о том, что выполнять такие сложные и важные задачи под силу лишь специалистам высочайшего уровня и квалификации. Кстати, Центр имеет сертификат соответствия СТБ ISO 9001-2009 на систему менеджмента качества в области проектных и конструкторских работ в строительстве, машиностроении, проектировании электронных устройств и программного обеспечения, устройств систем электроснабжения, установки приборов учета воды и тепла.


Останавливаться на достигнутом здесь не собираются и в будущем намерены расширять спектр разработок и внедрения автоматизированных систем для управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. С этой целью привлекаются молодые способные кадры, которые в перспективе могут стать высококвалифицированными специалистами. Конструкторско-технический центр Белорусской железной дороги приглашает к сотрудничеству!

 


Полезный адрес!
220038, г. Минск,
1-й Твердый пер., 6
Тел.: (+375-17) 225-40-98
Факс: (+375-17) 225-29-30
Е-mail: ktс@mnsk.гw.bу

 



Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН»


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter