В последние годы стал популярным так называемый восточный календарь

Буди мир!

В последние годы стал популярным так называемый восточный календарь. В соответствии с ним наступающий 2017 год — год Огненного Петуха.


И в белорусской народной традиции петух воспринимается отражением самого Солнца, символизирует счастье, жизненные силы, плодородие и плодовитость, выступает хранителем семейного очага и благополучия. Вот почему резной петушок у нас так часто «взлетает» на крыши домов и шпили башенок. По обычаю, в новый дом одновременно с «переселением «дамавiка», наши предки приносили и петуха.

Птица эта наделена еще и чудесной способностью оповещать о моменте ухода ночи и наступления нового дня. О чем и загадку сложили: «Не кароль, а ў кароне, не гусар, а пры шпорах, гадзiннiка не мае, а час знае». У нас даже бытовало поверье, что у петухов есть свой царь (король) и зовут его «Будзiмiр» — «буди мир!». Своим утренним кукареканьем петух разгоняет силы тьмы. О чем снова–таки говорит народная загадка: «Два разы радзiўся, нi разу не хрысцiўся, а чорт яго баiцца». Место, где не слышно петушиного пения, считали «гиблым», «чужим» пространством. В некоторых регионах старались не отправляться в дорогу «до первых петухов».

Петух — символ мужского начала, ведь он верховодит целым стадом курочек. Но если петух пристрастится наведываться «да чужых кур», от него старались избавиться — цыплята от такого папаши будут «блудлiвымi».

При гаданиях девушки скармливали петуху зерно: чье склюет раньше — той и замуж идти первой.

В традиции многих народов поры года отождествляются с определенным временем суток: весна — это утро, лето — полдень, осень — вечер, зима — ночь. Еще разделяли год на две части: одна половина — с 1 января, другая — с 1 июля, и проводили своеобразные параллели, наблюдая проявления погоды. Снег в какой–либо январский день обещал ровно через полгода обернуться дождем. В целом по январю судили о будущей весне: «як студзень цёплы на лiк, дык завiдны сакавiк» и даже о лете: «як студзень мяце, то лiпень залье». По характеру первого месяца года определяли, каким окажется в новом сезоне «набытак» в поле и огороде: «студзень — халодны, то год будзе плодны». «Гнiлое надвор’е» не предвещало ничего хорошего: «калi ў студзенi дажджы, то дабра не жджы», — говорили наши предки. А французы восклицали: «Боже, сохрани нас от теплого января!» Итальянцы им вторили: «Берегись весны в январе!» Немцы добавляли: «Январь теплый — Господи, помилуй нас!» Так что для всех европейцев сухой и морозный январь предвещал добрый урожай и хорошую жатву, а теплый и дождливый — полную неудачу в хозяйственных делах.

3 января — «Пракоп». В своих поговорках и приметах, связанных с календарными датами, народ нередко соединял имена святых с созвучными по названию действиями или занятиями, приходившимися на соответствующий период. Так и с Прокопом: «Пракоп па снезе ступае, дарогу капае».

Заканчивается «Пiлiпаўскi пост». Когда–то время это воспринималось особо напряженным. Люди опасались, что злые силы активизируются перед Рождеством, стараясь всячески навредить человеку. Поэтому внимательно следили за хозяйством, проверяли закрома и обязательно громко стучали палкой, отпугивая нечисть. А чтобы призвать добрых духов, хозяйки выпекали постное обрядовое «печыва» в виде птичек, овечек, коровок — таким образом символически как бы умножая их численность.

4 января — день памяти Анастасии Узорешительницы. По традиции особое внимание уделяли беременным женщинам: угощали их сушеной вишней, сладкой пшенной кашей с яблоками. Славили матерей и женщин–«замужнiц».

6 января — православный Рождественский сочельник: по традиции после первой звезды вся семья собирается за столом на праздничную, но еще постную «вячэру». Это начало зимних святок — «святых вечароў».

У католиков — праздник Трех Королей.

7 января православные верующие радостно встречают Рождество Христово.

8 января в православных храмах — Собор Пресвятой Богородицы, почитание иконы Божией Матери «Блаженное чрево». В народе — так называемые «бабьи каши»: с особым отношением к роженицам и повивальным бабкам.

Советская Белоруссия № 252 (25134). Пятница, 30 декабря 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter