Будет тепло — будут и знания

Большинство учреждений образования уже завершили работы...

Абсолютное большинство учреждений образования и организаций отрасли уже завершили работы по ремонту отопительных котельных и теплотрасс, систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, кровель и других элементов жизнеобеспечения.

Этот факт с удовлетворением подчеркивался на прошедшем заседании коллегии Министерства образования, посвященном готовности учреждений образования и организаций к работе в осенне-зимний период и ходу выполнения Директивы № 3 Президента Республики Беларусь, в которой, как известно, говорится об экономии и бережливости.

В связи с кризисными явлениями объемы финансирования программы ремонта и модернизации школьных и университетских зданий были уменьшены на 22 процента по сравнению с первоначальными планами, и кроме того, 28 процентов выделенных средств было перенесено на 4-й квартал. Тем не менее благодаря квалифицированным действиям местных исполкомов, управлений образования и руководителей учреждений образования, опыт которых анализировался и распространялся, средства были найдены. На 1 сентября по отрасли освоено более 324 миллиардов рублей, или почти 80 процентов от годового плана.

На заседании отмечалось, что в рамках отраслевой программы по энергосбережению на установку энергоэкономичных теплообменников и светильников, энергоэффективных стеклопакетов, замену котлов на более экономичные, другие мероприятия за 8 месяцев израсходовано более 70 миллиардов рублей, или 90 процентов от запланированного. С учетом мероприятий, реализованных в текущем и прошлых годах, выполнение целевого показателя по энергосбережению по республиканским организациям за 7 месяцев составило 9,4 процента при задании на III квартал 9 процентов. При этом сэкономлено в сопоставимых условиях 36 тысяч тонн условного топлива.

В то же время в некоторых учебных заведениях и организациях к энергосбережению относятся без должного внимания. Например, в Могилевском университете имени А. А. Кулешова целевой показатель составляет +4,8 процента, Брестском политехническим колледже +13,2, гимназии-колледже имени И. О. Ахремчика +4,2. Такое положение дел станет предметом обсуждения на отраслевой комиссии, где будут рассматриваться также выявленные в отрасли и другие недоработки.

Значительное место в отраслевой программе отводится использованию потенциала вузовской науки для решения актуальных проблем энергосбережения. Многие из сотен выполняемых учеными университетов заданий, направленных на экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов, проходят апробацию и внедряются в практику в первую очередь в стенах самого вуза. Такие инновационные разработки, не уступающие зарубежным аналогам, успешно реализуются в БГУИР, БНТУ, БГУ и других вузах.

Анализируя положительный опыт, участники заседания отмечали, например, проведение в Витебской области финала конкурса по энергосбережению среди учебных заведений «Энергомарафон-2008». В области в качестве демонстрационных зон постановки работы по энергосбережению определены такие школы, как Бабиничская, Сантеровская, Верхнедвинская, Ушачская (Усачевская) и другие, в Минской области — учреждения образования Заславля.

Министерством образования совместно с управлением образования Минского облисполкома в июне этого года в Несвиже проведен республиканский семинар по вопросам энергосбережения, и выработанные рекомендации направлены учреждениям образования республики. В марте- июне Республиканским экологическим центром детей и юношества при поддержке Норвежского общества охраны природы проведен республиканский конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания». В ноябре 2008 года при управлении образования Гомельского облисполкома открыт первый в стране музей по энергосбережению. Реализуются программы занятий по интересам, факультативов, соответствующих курсов — «Азбука Берегоши», «Основы энергоэффективности», «Энергоэффективность: современное энергетическое производство» и другие. Регулярно проводятся внеклассные мероприятия по основам экономии и энергосбережения с участием специалистов.

Работа ведется большая, и педагоги надеются, что новое поколение, воспитанное в духе бережливости и ответственного отношения к природным ресурсам, будет более отзывчиво на новации, делающие жизнь богаче и содержательней.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter