Будет ли солнце в сельском оконце

По оценкам экспертов, в текущем году в России планируется собрать около 97 млн тонн зерна. Эту цифру Владимир Путин прокомментировал на недавнем совещании по развитию сельского хозяйства, прошедшем в Ставрополе

По оценкам экспертов, в текущем году в России планируется собрать около 97 млн тонн зерна. Эту цифру Владимир Путин прокомментировал на недавнем совещании по развитию сельского хозяйства, прошедшем в Ставрополе

Названный прогнозируемый уровень сбора урожая зерна, если будет достигнут, позволит полностью обеспечить страну зерном и увеличить экспортный потенциал.

В Российской Федерации в доперестроечный период валовой сбор зерна в чистом весе достигал 120 млн тонн. За последние 10 лет в силу разных причин его среднее значение составляет около 85 млн тонн. Однако Россия, по мнению экспертов, имеет возможность увеличить производство зерна до 130 и более миллионов тонн, а экспортный потенциал повысить до 45–50 млн тонн.

Однако есть факторы, которые мешают реализации этих возможностей. По данным Минсельхоза России на 1 мая сего года, текущая задолженность сельхозпроизводителей перед российскими банками выросла на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 2 трлн рублей. При этом просроченная задолженность выросла еще больше – на 20%.

По информации министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова, большинство субъектов Федерации отмечают ужесточение требований банков к залоговому имуществу. Такие действия банков сокращают возможности сельхозпредприятий использовать более доступные для них виды залога, такие как товарно-материальные ценности или готовая продукция. А внедряемое по инициативе Минсельхоза России кредитование под залог будущего урожая, по информации регионов, трудно претворяется в реальную жизнь. Хотя в мировой практике это основной инструмент кредитования – правда, под гарантию обязательного страхования.

«Поскольку у нас со страхованием при государственной поддержке тоже пока еще не очень здорово, это, видимо, основная причина того, что банки не охотно идут на кредитование под залог будущего урожая», – заметил министр.

В целях повышения доступности и эффективности агрострахования Минсельхоз предложил, а депутаты Госдумы поддержали и приняли в первом чтении законопроект о снижении величины критерия наступления страхового случая при гибели урожая с 30 до 25%.

По словам Николая Федорова, в ряде регионов отмечается рост процентных ставок более чем на 2% по некоторым кредитам по сравнению с 2013 годом. Как сообщается из регионов, у Россельхозбанка ставка по кредитам доходит до 12–13% годовых. По кредитам Сбербанка средняя процентная ставка находится в пределах 11,5% против 11,1% в 2013 году. А заявляемая минимальная процентная ставка по кредитам на сезонные полевые работы в размере 10,75% практически не предоставляется. В целом же кредитные организации не торопятся откликаться на нужды сельхозпроизводителей.

Основной причиной такого положения дел, по оценке экспертов, является задолженность по уже принятым в прошлые годы обязательствам по субсидированию инвестиционных кредитов.

Как считает министр сельского хозяйства, «…без доведения господдержки до уровня прошлого года очень сложно будет рассчитывать на то, что реально мы достигнем тех пороговых значений, которые указаны в госпрограмме и вытекают из Доктрины продовольственной безопасности».

Как считают производственники, проблем в отрасли хватает и, как говорится, их выше крыши. Одну из проблем отметил на совещании в Ставрополе президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин, сказав, что из-за низкой обеспеченности зерноуборочной техникой необоснованно удлиняются сроки уборки зерновых культур.

А каждый день задержки в процессе уборки – это 1% потери урожая. Поэтому отрасль остро нуждается в привлечении инвестиций.

По словам Павла Скурихина, значимыми этапами стабилизации и развития производства зерна в России могли бы стать: во-первых, реструктуризация сложившихся задолженностей сельхозтоваропроизводителей. Во-вторых, создание инвестиционных фондов и привлечение средств инвесторов из стран-потребителей. И, в-третьих, создание торговой модели на основе подписания прямых долгосрочных контрактов со странами – потребителями зерна.

К проблемам в сельском хозяйстве, поднятым на совещании в Ставрополье, обращались и участники пресс-конференции, состоявшейся в Международном информационном агентстве «Россия сегодня». По мнению ее участников, если государство в корне не изменит подход к сельскому хозяйству, то импорт поглотит российское производство и ни о какой продовольственной безопасности тогда речи идти не может.

В частности, профессор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС при Президенте РФ Василий Узун отметил, что в последние годы государство активно субсидировало проценты по кредитам, но с 2015–2016 годов субсидии для свиноводства и птицеводства будут отменены, а мясное и молочное скотоводство не выгодны бизнесу.

По его мнению, вопрос эффективности господдержки сельского хозяйства, если говорить о научном подходе, очень сложный. «Нельзя сказать, что кто-то знает, как оценить эффективность. Международно-признанной методики, по которой можно было бы сделать оценку, нет».

По мнению Василия Узуна, Минсельхоз проводит оценку очень просто. Если плановые показатели выполнены – значит, все хорошо, не выполнены – плохо. Но такую оценку нельзя считать объективной.

Что касается производства молока в стране, то оценка состояния данного рынка была озвучена членом Общественного совета при Минсельхозе России Андреем Даниленко, который заявил, что по себестоимости производства одного литра молока российская молочная отрасль может конкурировать со странами ЕС, США, Канадой и даже Китаем. «По затратам на производство мы более чем конкурентоспособны. Но у нас кредиты стоят 15% годовых, а у западных конкурентов – от 2 до 4%. Даже при субсидировании российская ставка получается выше. И в итоге она добавляет к конечной стоимости молока дополнительно 5 рублей на литр при средней цене за литр молока 15–18 рублей», – отметил он. По словам Андрея Даниленко, если государство совсем отменит субсидирование процентной ставки, то молоко в рознице подорожает в два раза по сравнению с нынешними ценами.

«Сегодня мы получаем 30 млрд рублей субсидий с ежегодной задержкой, а платим налогов более 200 млрд рублей. Поэтому мы предлагаем государству инвестировать в молочную отрасль, которая вернет деньги и обеспечит население молочной продукцией», – заявил он на пресс-конференции.

Член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса Павел Грудинин отметил, что сегодня существуют серьезные проблемы со статистикой. По его словам, заявленное количество молока не производится в России, то же самое касается овощей и ягод. «Я не говорю про зерно. Аграрии говорят, что могут положить в закрома родины 90 млн тонн, в итоге кладут 60 млн, а где хранятся остальные 30 млн, никому неизвестно», – заявил он.

По мнению Павла Грудинина, то, что докладывают президенту, и то, что происходит на самом деле в стране, – это две большие разницы. «Отрасль, которая должна 2 трлн рублей (это долговые обязательства перед государственными банками, и это больше, чем валовой доход всего сельского хозяйства страны), вряд ли можно назвать успешной», – такими словами подвел итог своего выступления Павел Грудинин.

Настанут ли для российского сельского хозяйства светлые дни, покажет время.

Но, как сказал Владимир Путин, подводя итог высказанным мнениям на совещании в Ставрополье, вся государственная политика по поддержке сельхозпроизводителей должна быть выверенной, нацеленной на реализацию долгосрочных структурных планов. «Каждый бюджетный рубль должен работать на развитие, поощрять сильные, успешные предприятия и перспективные направления, в том числе связанные с импортозамещением, – уточнил он. – Российский рынок, рынок формирующегося Евразийского экономического союза – один из самых перспективных сегодня. И нам нужно сделать так, чтобы отечественные производители играли на нем ключевую роль».


Кстати

По информации российских агентств, статус «Особо значимого аграрного субъекта» может появиться в России в соответствии с законопроектом, который Алтайское краевое законодательное собрание в июне внесло в Госдуму.

Под особо значимым аграрным субъектом в проекте закона понимается регион со сложившейся исторически аграрной специализацией и обладающий природно-климатическими ресурсами, производственносоциальным потенциалом для развития сельского хозяйства.

Создание специального статуса для таких регионов нацелено на их приоритетное развитие для увеличения производства сельхозпродукции. Кроме того, законопроект определяет статус особо значимого аграрного субъекта в России в связи с членством РФ в ВТО и участием в Таможенном союзе.

Вячеслав АКСЕНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter