Будет ли нынче лен силен?

Хуже всего обстоят дела в Могилевской области: похоже, высевать долгунец здесь прекратили 10—12 мая, выполнив доведенный план лишь на 85 процентов. На Минщине этой культурой занято 90 процентов площадей, на Гродненщине — 91. Что же касается Витебщины, то здесь уже завершается сев льна.

Лучшие сроки сева этой культуры в республике закончились 10 мая. Но в некоторых районах он еще продолжается

Хуже всего обстоят дела в Могилевской области: похоже, высевать долгунец здесь прекратили 10—12 мая, выполнив доведенный план лишь на 85 процентов. На Минщине этой культурой занято 90 процентов площадей, на Гродненщине — 91. Что же касается Витебщины, то здесь уже завершается сев льна.

К чему может привести опоздание с проведением работ на льняном поле — понятно: к невыполнению намеченных показателей. Напомним, республика должна обеспечить валовое производство волокна в 60 тысяч тонн при урожайности его не менее 10 центнеров с гектара. Для этого необходимо льном занять 70 тысяч гектаров, а сев провести в лучшие агротехнические сроки. Фактически же засеяно 61,4 тысячи гектаров — 88 процентов. С нарушением оптимальных сроков семена легли в почву на площади почти 13 тысяч гектаров, т. е. задание недовыполнено на 18 процентов. И это при том, что проблемы льноводства находятся сейчас на контроле главы государства.

Ученые говорят, что опоздание с севом на 20 дней (столько времени, можно сказать, уже прошло) приводит к резкому снижению количества волокна и его качества, недобор льнопродукции увеличивается в два раза. Исходя из этого, можно сделать вывод: есть ли смысл продолжать сев? И к чему может привести запоздалая работа? Прежде всего, к позднему созреванию льна и, естественно, к позднему его тереблению. Вместо уборки долгунца в начале августа она сдвинется на сентябрь. А дальше что? Треста не вылежится под августовскими росами: ее придется поднимать со стлищ не в конце лета, а в сентябре, а то и позже, как это было в прошлом году. О каком качестве тресты и волокна после этого можно говорить?

В лучшем случае, при благоприятных погодных условиях, получим волокно номером не выше 10. А Оршанскому льнокомбинату для выпуска конкурентоспособной продукции требуется треста номером не ниже 12. Заметим, что в условиях республики при строгом соблюдении всех агротехнических требований выращивания этой культуры можно получать волокно номерами 14, 15 и выше.

Везде ли соблюдаются агротехнические требования? Возьмем уход за посевами. Почти повсеместно нужно провести внекорневые подкормки растений микроэлементами. Пока при плане 61452 гектара раствором цинка обработано лишь 24 тысячи гектаров — 42 процента к потребности. По сообщениям с мест, эта работа ведется не активно. А ведь сроки для обработки посевов (они перерастают) уходят. Есть большие сомнения в том, что микроэлементы получат все поля, которые в них нуждаются.

Зачем льну цинк? Для снижения вредного влияния избытка кальция, который находится в кислых почвах с уровнем кислотности выше 5,5 единицы. Выращивание долгунца на таких полях приводит к поражению растений кальциевым хлорозом. Ученые установили, что эта болезнь распространена в республике на 90 процентах посевных площадей льна, и если не применять такой микроэлемент, как цинк, то хлорозом может повреждаться до 85 процентов посевов, а на отдельных участках и полностью. Потери волокна при этом достигают 30—40 процентов на суглинистых почвах и значительно большие — на легких.

Не надо забывать, что посевы долгунца, размещенные на почвах с кислотностью выше 5,5 процента, должны обрабатываться цинком дважды: при высоте растений 2—4 см и в фазу «елочки». На многих полях уже подошла вторая фаза, но к обработке их еще не приступили, так как не закончена внекорневая подкормка растений, находящихся в первой фазе. Как видим, одна работа сдерживает другую.

Не спят и вредители. Наиболее опасна льняная блошка, она повреждает семядоли и точку роста. Против нее уже должны быть обработаны все посевы. Фактически ядохимикаты внесены лишь на площади 59 процентов. Такая нерасторопность может привести к недобору на каждом гектаре до одного центнера льноволокна.

Не лучше обстоят дела с уничтожением сорняков. Против однолетних еще не закончена борьба (обработано только 75 процентов посевов), а уже подошли сроки борьбы с многолетними — ромашкой, осотом, торицей, пыреем, васильком и другими. Стоит ли говорить о том, насколько снижают качество льнотресты и волокна нежелательные примеси сорной травы в льнопродукции? По данным обследований ученых, немало полей, выделенных под лен, обильно засорено пыреем в Пуховичском, Воложинском и других районах.

При таких грубейших нарушениях технологии выращивания льна будет ли республика иметь запланированные показатели? Гарантии дать никто не может. А ведь сев еще продолжается. А худшее к лучшему не приведет.

Александр ГРАДЮШКО, «БН»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter