Молодые учителя сельских школ Новогрудчины ищут и находят возможность для самореализации

Будем жить в Любче и согласии

Несколько цифр для размышления. В прошлом году в Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, главную в стране кузницу педагогических кадров, в том числе и сельских, лишь на 9 специальностей из 25 конкурс — больше двух человек на место. На некоторые факультеты пришлось организовывать дополнительный набор, поскольку бюджетные места остались вакантными. В числе не самых востребованных профессий — учитель начальных классов, математики, информатики, физики… Впрочем, находятся среди бывших школяров и те, кто выбирает учительскую стезю не по аттестату, а по зову сердца. Их искала в Новогрудском районе корреспондент «СГ».

05-1_новый размер.jpg

ЗАМЕСТИТЕЛЬ директора по учебной работе Щорсовского учебно- педагогического комплекса детский сад—средняя школа Галина Гладкая при встрече вздыхает:

— Очень трудно удержать новые кадры на селе. Из последних примеров: молодой специалист, который проработал у нас физиком всего год, взял открепление перед началом этого учебного года. На его место направили к нам другого выпускника вуза. Но надолго ли задержится? Не хватает у нас математика. Пока пригласили на работу пенсионера…

Руководство школы заинтересовано, чтобы молодежь на первом месте работы закрепилась. Специалистам предоставляют общежитие, ставят в очередь на получение жилья от местного СПК... По коллективному договору, который приняли в школе, им  предусмотрена ежеквартальная материальная поддержка в размере трех базовых величин. 

Захожу на урок в третий класс. Классная руководительница Анна Обрицкая — недавняя выпускница Барановичского государственного университета. Училась заочно, параллельно работала в школе учителем немецкого языка. Пока дети старательно выполняют очередное задание, интересуюсь у Анны, почему выбрала такую стезю: 

— Меня лично работа с детьми всегда привлекала, да и в школе интересно. Безусловно, как в любой профессии, в этой тоже есть свои сложности. Прежде чем прийти к детям на занятие, перечитываю все произведения, которые даю им, придумываю новые формы организации урока. У меня есть правило: обучать — значит, самой учиться, расти профессионально. Конечно, на это требуется время, но как можно увлечь класс, работая по старой технологии? У меня самой двое детей, прекрасно понимаю их заботы и потребности.

Кстати, Анна в Щорсы приехала по распределению, которое ей предложили в педагогическом колледже, вслед за мужем. Здесь молодой семье выделили трехкомнатную квартиру, служебное жилье. Затем Анна успешно закончила вуз. Обрицкие воспитывают Ксению и Егора. Чем привлекает работа в сельской школе?

— Здесь небольшие классы. В моем, например, только восемь детей. Успеваешь раскрыть потенциал каждого, да и с родителями всегда в контакте. На праздники, концерты приглашаем мам с папами. В классах с большим количеством детей сложнее сохранить систему учитель—ребенок—семья.

— Нет соблазна перебраться в город? — интересуюсь.

— Я и в сельской школе нахожу возможности для самореализации. 

Остаться после распределения в Щорсах решила и воспитательница Екатерина Быстренкова. Приехала сюда в 2009 году после окончания Лидского педагогического колледжа. В агрогородке вышла замуж, воспитывает двоих детей. Щорсы — родина ее супруга:

— Сама я родом из другой деревни Новогрудского района. Но остаться решили здесь. Пока живем у родителей мужа, но квартирный вопрос, думаю, решим.  Все устраивает. Да и детям в глубинке лучше, чем в городе.

А СЕМЬЯ Полины и Сергея Макаревичей из горпоселка Любча в новом доме уже обжилась. Ключи от коттеджа учительнице белорусского языка и литературы Любчанской средней школы и заведующему мастерскими СПК «Принеманский» вручили на свадьбе. Оба приехали в Любчу по распределению, здесь и познакомились. В молодой семье в прошлом году родилась дочка Настя. Сейчас Полина, успевшая проработать в школе три четверти, в декретном отпуске.

— К работе с детьми я была готова благодаря производственной практике на четвертом-пятом курсах педвуза. Проходила ее в мозырских школах. В Любчанской школе мне даже стало легче — все же в сельской местности к учителям и дети, и родители относятся уважительно. К чему не была готова, так это к такому количеству бумаг! Получалось, что первое время больше времени уходило на заполнение различных отчетов и бланков, нежели на образование детей. 

Стезю педагогическую выбрала осознанно:

— Примером для меня была моя классная руководительница, учительница белорусского языка и литературы Надежда Леонидовна. Для нас, учеников, она была как вторая мама. Может, когда выйду на работу после декретного отпуска, мне тоже удастся стать для кого-то из ребят таким же необходимым в жизни человеком?

СПРАВКА «СГ» 

В сентябре 2014 года в Новогрудском районе работать начали еще 33 молодых педагога, 23 из которых приехали по распределению. Кто из них останется на первом рабочем месте, станет известно через два года. Кстати, по данным Министерства образования, в среднем только 8 процентов молодых специалистов меняют работу после обязательной отработки. Остальные закрепляются на местах.

borisovez@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter