Будем ценить, а не оценивать

Напротив меня две миловидные женщины: одна постарше, другая помоложе.
Напротив меня две миловидные женщины: одна постарше, другая помоложе. Мать и дочь. Они рассказывают о Великой Отечественной войне, о которой, каюсь, я знаю поверхностно и только по учебникам истории и кинофильмам. Для них же это время - святое. Вот-вот, я нисколечко не ошиблась с определением. Для Надежды Павловны Изох 40-е годы - это и ее юность, и комсомольская преданность своей родине, уравнявшая 17-летнюю девчушку с лучшими представителями партизанского движения, и человек, с которым накрепко связала судьба, - пример отваги и мужества во время войны, идеал и кумир в мирное время. Тамару Игнатьевну Обухову Великая Отечественная обошла стороной (она родилась в августе 1944 года), но стала частью ее жизни. Партизанская молодость родителей навсегда будет для нее, ее детей и внуков предметом гордости и бесконечного восхищения.

- Надежда Павловна, как и когда пересеклись ваши с мужем жизненные пути? Кем тогда для вас был Игнатий Зиновьевич Изох?

- До войны Игнатий Зиновьевич жил в Барановичах, работал директором средней школы. Буквально на следующий день после того, как стало известно о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз, он оставил все дела и вернулся на родину в Кличевский район. А уже 6 июля вместе со своими товарищами-коммунистами организовал в районе партизанский отряд, один из первых на Могилевщине. Возглавил его сам Игнатий Зиновьевич (поэтому отряд до некоторых пор так и назывался - отряд Изоха), а его правой рукой был 2-й секретарь райкома партии Яков Иванович Заяц. К концу 1941 года на Кличевщине действовало уже целое партизанское соединение из 5 отрядов. Насчитывало оно около 3 тысяч человек. (Надежда Павловна рассказывает самозабвенно, в мельчайших подробностях. - Прим. авт.) Я же в то время только-только закончила школу. Мои братья и сестра были младше меня, родители - люди в возрасте, то есть из нашей семьи на фронт никого не призвали. Но я была комсомолкой и просто не могла пассивно наблюдать за развитием военных событий. Сразу в партизанский отряд меня не взяли, я выполняла различные поручения, ходила с заданиями в Кличев, где размещался крупный немецко-полицейский гарнизон. Там в управе работал мой одноклассник, он изначально помогал партизанам, передавал им нужные сведения, сделал мне фальшивые документы, чтобы я могла спокойно находиться на территории гарнизона. 20 марта 1942 года партизаны готовили нападение на фашистов, обосновавшихся в городском поселке. Весна была поздняя, кругом лежал практически не тронутый оттепелями снег. Я с подругами тогда шила мужчинам из отряда белые маскировочные халаты, чтобы появление партизан застало врага врасплох. И гарнизон был действительно разгромлен, а я после этой операции стала полноправным членом партизанского отряда под командованием Изоха. Игнатий Зиновьевич был для меня тогда героем, ведь на его с товарищами счету уже числилась не одна победа. С начала войны они разгромили около 65 немецко-полицейских гарнизонов, последний был в Кличеве. В районе не осталось ни одного немца, опять была восстановлена советская власть.

- Вы прошли вместе всю войну?

- Да. После освобождения Кличевщины соединение перебазировалось в Кировский район, затем летом 42-го перешло в Крупский, чуть позже - обратно на Могилевщину. Отряды постоянно пополнялись за счет местных жителей. Очень скоро наш отряд по численности превзошел полк. К партизанам присоединилась и вся моя семья - фашисты узнали о моей связи с народными мстителями и сожгли наш дом, единственный из всего поселка... С Игнатием Зиновьевичем мы поженились в 1943 году, я перешла в штаб секретарем комсомольской организации штабных работников и разведчиков. Но на боевые задания выезжала неизменно: совесть не позволяла отсиживаться в спокойном месте, а еще я хотела в трудную минуту быть рядом с мужем...

- Надежда Павловна, редакция "СБ" приносит извинения родным и друзьям Игнатия Зиновьевича Изоха за не совсем корректное высказывание в адрес командира и бойцов партизанского отряда в одном из опубликованных материалов книги О.Белоусова "Это мой город". Расскажите нашим читателям о боевом пути Игнатия Зиновьевича.

- Может быть, не стоит перечислять все боевые заслуги и награды Игнатия Зиновьевича Изоха, упоминать количество уничтоженных его отрядом вражеских группировок, машин, боеприпасов. Это не суть важно. Просто не хочу повторяться. О боевых действиях партизан под командованием Изоха много написано в книге прославленного Героя Советского Союза Виктора Ильича Ливенцева "Партизанский край", имя Игнатия Зиновьевича упоминается в различных энциклопедиях по истории Великой Отечественной войны и Беларуси, в Кличевском музее целая комната отведена истории сражений партизанского отряда. Но один эпизод все-таки позволю себе привести. 1942 год. Деревня Выдрица Крупского района. Отряд советских бойцов столкнулся с фашистской группировкой. Завязался жестокий бой. Он длился 5 часов. В том бою погибла девушка, которой по праву гордится Москва и вся Россия, - Елена Колесова (ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза). Партизанский отряд под командованием Изоха, возвращавшийся с диверсии на "железке", услышал перестрелку и пришел на помощь своим товарищам. Дорогую цену заплатили гитлеровцы за смерть Колесовой - выдрицкий гарнизон был полностью уничтожен. Эта информация размещена на правительственном сайте Москвы в Интернете...

Женщины в который раз перебирают пожелтевшие от времени листы дневника мужа и отца, где скрупулезно по датам зафиксированы все перемещения и боевые действия отряда. Одну за другой перекладывают фотографии: "...вот мы на очередном Дне Победы в Усакинских лесах под Кличевом...", "...а это у нас дома в гостях партизаны из папиного отряда...", "...этот мужчина - австриец. Он воевал в нашем отряде. Спустя годы после войны 9 Мая приехал праздновать сюда...", "...каждый год бывшие партизаны собираются вместе. Пока муж был жив, всегда возил нас на встречи вместе с детьми. Теперь возит внук. Он, кстати, военный - пошел по стопам деда...", "...а это памятник папе на аллее Героев на Северном кладбище в Минске...".

Возможно, я чего-то не понимаю в жизни, но мне кажется, что люди той далекой и страшной войны в принципе не могут быть плохими и недостойными. Они убивали, но и их убивали. Их представляли и награждали. Им ставили и ставят памятники. Их честь спустя десятилетия оберегают те, кто был рядом с ними в окопах. О них писали и будут писать стихи и повести. Так вправе ли мы, зная о тех годах лишь из учебников истории и кинофильмов, давать им оценку? И забывать порой, что живем свободно и в мире благодаря им?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter