Будем с учебниками!

40 процентов от общего количества выпускаемой в Беларуси литературы — это издания учебного направления для различных ступеней образования, от дошкольного до высшего. В период реформы школы учебники стали больше соответствовать требованиям нового времени, совершенст-вуются учебные пособия и учебно-методи-ческие комплексы. Однако есть еще и множество «болевых точек», устранив которые можно будет говорить о благоприятных условиях, со-зданных для постигающего знания подрастающего поколения.

Чем легче портфель, тем дороже учебник?
В этом году, согласно утвержденному Министерством образования плану, необходимо издать 127 наименований книг. По словам начальника управления учебного книгоиздания Национального института образования Министерства образования Беларуси Тамары Бондаренко, по состоянию на 24 июля 2007 года уже издано 76 наименований учебников и учебных пособий (из них новых — 52), что составляет 60,3 процента от общего плана изданий. Остальные учебники, как планировалось, будут изданы позже и 1 сентября уже окажутся в школьных портфелях, которые в этом году, как обещают издатели, не станут более тяжелыми.
В норме учебник для 1—5-х классов не должен превышать 300 граммов, для учащихся 5—9-х классов — 500 граммов, а для старших — более чем 600. Ввиду того что учебная программа постоянно совершенствуется, учебники, казалось бы, должны становиться более толстыми. На самом деле так оно и есть. Однако носить портфель современному школьнику нетяжело: книги разделены на две части. В одном полугодии нужна одна половина, во втором — другая. Такими остаются учебники для 2-го и 3-го классов по русскому языку и математике. Но именно из-за этого облегчения груза знаний родителям доведется больше заплатить за комплект учебников, так как увеличивается их количество. Сколько в этом году придется заплатить за пользование ими, станет известно только в середине августа.Хочу владеть иностранным в совершенстве!
Такое желание современных детей понятно. Знание языка расширит возможности в будущей профессии. Задача школы — помочь учащимся в освоении хотя бы одного иностранного языка. Однако проблема качества его преподавания в средней школе по-прежнему остается актуальной. Издательство “Вышэйшая школа”, которое специализируется на издании учебников и учебно-методических комплексов по иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому, испанскому, а с 2006-го  и китайскому), по словам его директора Александра Нечая, уже выпустило 13 наименований общим тиражом 210 тысяч 657 экземпляров, а в августе увидят свет еще 11 наименований общим тиражом 20 тысяч 654 экземпляра. А это в два раза меньше по сравнению с прошлым годом. “Непонятно также, почему Министерство образования финансирует издание учебников для изучения предметов на углубленном уровне, и они закупаются за счет родителей? — спрашивает Александр Нечай. —  Ведь деньги уплачиваются ими за пользование полным комплектом”.
Начальник управления учебного книгоиздания Национального института образования Министерства образования Беларуси Тамара Бондаренко объясняет, что издание учебников для углубленного изучения предмета к 2007/08 учебному году было запланировано, но на его финансирование было выделено вместо 18,5 миллиарда рублей всего 14 миллиардов. “Но это не значит, что эти учебники будут изданы в меньшем, чем запланировано, количестве, — отметила специалист. — Недостающие деньги вскоре должны поступить из средств, полученных от республиканского субботника”.
Сколько шагов от умника до УМКи?
К началу приближающегося учебного года издательства готовят к выпуску не только учебники, но и учебно-методические комплексы (УМК). По мнению директора издательства “Вышэйшая школа” Александра Нечая, использование УМК позволяет разгрузить учебник, перенеся часть заданий, рекомендаций, описаний занятий в сборники для учителей. “Традиционно в УМК входят учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, аудиокассеты, но гарантии того, что они поступят в школу, нет никакой, — отмечает он. — Кто-то из родителей приобретет дополнительную литературу, а кто-то нет. Тогда непонятно, как работать учителю. Выход один: учебно-методические комплексы должны закупаться централизованно через районные отделы образования, так как тех семи с половиной тысяч рублей, которые причисляются к зарплате учителям “на литературу”, не хватает на учебные пособия”.
Несправедливым по отношению к подрастающему поколению считает специалист и то, что пока не в каждой школе нашей страны есть специально оборудованные кабинеты, в которых можно учиться воспринимать иностранную речь на слух, прослушивая аудиозаписи.
Книжная полка
Увлекательное “путешествие” по Беларуси обещает первая книга из серии “Рассказы деда Природоведа” — “Березовый алфавит”, которую готовит к выпуску издательство “Народная асвета”. Презентация нового издания состоится в День белорусской письменности в Шклове, сообщила директор издательства Лариса Минько.
Есть интересная новинка и у “Мастацкай літаратуры”. Уникальный аудиодиск с ранее записанными голосами Янки Купалы, Якуба Коласа, Владимира Короткевича, которые читают свои произведения (всего их на диске 80). По словам директора издательства Владислава Мачульского, звуковое электронное издание станет хорошим помощником в подготовке к урокам белорусской литературы. Директор “Мастацкай літаратуры” надеется, что родители школьников осознают ценность изучения их детьми белорусской литературы, и диск появится в плеере многих из них. Ведь школьные библиотеки страны вот уже 10 лет не обновляют свои фонды.
Директор издательского центра БГУ Андрей Карпилович среди новинок к новому учебному году особенно выделил комплект наглядных пособий к учебнику биологии. “Мы подготовили красочные, профессионально прорисованные 22 плаката формата А1, — отметил он. — Ведь фонды школ по этому предмету не обновлялись уже 25 лет!”.
Еще одна новинка — учебник для второго класса по китайскому языку, подготовленный издательством “Вышэйшая школа”.
Интересной, особенно для выпускников школ, должна стать книга “Беларусь — страна твоего будущего”, которая поможет в выборе профессии и высшего учебного заведения.
Учебник для поколения NEXT
Не у любой книги, с которой ученик идет на урок в школу, имеется статус учебника. Им издание становится спустя пять лет после введения в учебный процесс. После того как оно успешно прошло экспертизу, мониторинг, получило одобрение пользователей. Сегодня, по словам заместителя директора Национального института образования по научно-методической работе Николая Еленского, множество учебных изданий, которые есть в продаже, не соответствуют требованиям школьных программ. “Нами проводилось исследование: из 300 проанализированных учебных пособий в большинстве содержатся ошибки”.
Для тех, кто неравнодушен к качеству учебной литературы, на сайте Национального института образования www.nie.by создан форум, на котором можно оставлять замечания на счет характера изложения материала, сложностей теории и практических заданий, сообщать об ошибках, допущенных в учебных изданиях.
Все испытания на качество прошел выпущенный “Народной асветой” учебник для 10-го класса “География Беларуси” с электронным носителем, содержащим дополнительный материал по предмету. На национальном конкурсе “Искусство книги-2007” он стал победителем в номинации “Лучший учебник”. Кстати, более 150 книг этого издательства получили дипломы за лучшее художественное оформление.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter