Новый проект Налогового кодекса: какие изменения предлагаются для бизнеса и владельцев жилья
09.10.2021 08:15:00
В стране подготовлен законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. Он предусматривает как новеллы по традиционным направлениям, так и изменения концептуального характера, которые касаются налогообложения предпринимательской деятельности. Какие изменения предлагаются для владельцев жилья и бизнеса — об этом в материале «Р».
Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс предусматривает как новации по традиционным направлениям, так и изменения концептуального характера, которые касаются налогообложения предпринимательской деятельности.
Повышенная ставка подоходного налога будет применяться:
♦ в отношении заработной платы в конвертах, полученной физическими лицами с 1 января 2022 г.;
♦ доходов, исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, на основании актов камеральных проверок, составленных начиная с 1 января 2022 г.;
♦ при установлении контролирующим органом факта регистрации суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.
Базовые меры фискального характера:
♦ Индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях, а также ставок акцизов на алкогольную продукцию.
♦ Увеличение ставок акцизов на табачные изделия.
♦ Введение акцизов на жидкости для электронных систем курения и нетабачную никотиносодержащую продукцию.
Дополнительные меры налоговой консолидации на 2022 г.:
♦ Введение НДС при электронной продаже товаров (с 1 июля 2022 г.).
♦ Увеличение ставок акцизов на пиво в размере 50 процентов от прогнозного уровня инфляции.
♦ Отмена льготы по налогу на недвижимость в отношении квартир с сохранением льгот для пенсионеров, многодетных, инвалидов.
♦ Предоставление Советам депутатов права увеличивать ставку налога на прибыль, уплачиваемого в местные бюджеты, в пределах двух процентных пунктов.
♦ Введение повышенных ставок земельного налога и (или) арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, по истечении трехлетнего периода строительства (с 1 января 2023 г.).
Оптимизация налоговых льгот на 2022 г.:
♦ Отмена льгот.
♦ Освобождение:
— от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров собственного производства по договору международного лизинга за пределы РБ с правом выкупа;
— от подоходного налога доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса индивидуальными предпринимателями.
Так, например, при реализации указанных подходов налог на недвижимость на стандартную квартиру площадью 60 квадратных метров в год составит от 27 рублей в районных центрах до 48,6 рубля в Минске, что сопоставимо с налоговой нагрузкой на владельцев жилых домов.
Для упрощения администрирования физические лица будут производить уплату налога на недвижимость за 2022 год в следующем порядке:
♦ не позднее 15 ноября 2022 года — авансовый платеж по налогу на недвижимость на основании извещения налогового органа, вручаемого плательщику — физическому лицу не позднее 1 сентября 2022 г. Авансовый платеж уплачивается в размере 50 процентов исчисленных за 2022 год сумм налога;
♦ не позднее 15 ноября 2023 года — доплата налога на недвижимость на основании извещения налогового органа, вручаемого не позднее 1 сентября 2023 г.
Действующий порядок налогообложения:
♦ Единый налог.
♦ Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
♦ Сбор за осуществление ремесленной деятельности.
С 1 января 2022 г.:
♦ Единый налог по расширенному перечню видов деятельности.
♦ Ремесленный сбор (62 рубля в год).
♦ Сбор в сфере агроэкотуризма (31 рубль в месяц за каждую агроусадьбу).
С 1 января 2023 г.:
♦ Налог на профессиональный доход в процентах от выручки, включая платежи в ФСЗН, на основании цифровой платформы (кроме субъектов агроэкотуризма).
♦ Ремесленный сбор (62 рубля в год) в качестве альтернативы налогу на профессиональный доход для лиц, осуществляющих ремесленную деятельность.
С 1 января 2024 г.:
♦ Налог на профессиональный доход в процентах от выручки, включая платежи в ФСЗН, на основании цифровой платформы (для всех категорий самозанятых).
♦ Ремесленный сбор (62 рубля в год) в качестве альтернативы налогу на профессиональный доход для лиц, осуществляющих ремесленную деятельность.
Преимущества осуществления деятельности в качестве самозанятого:
♦ Осуществление любых видов деятельности, кроме прямо запрещенных законодательством.
♦ Возможность совмещения деятельности в качестве самозанятого с работой по найму, ведением предпринимательской деятельности в качестве субъекта хозяйствования.
♦ Регистрация деятельности и взаимодействие с налоговым органом онлайн.
♦ Простой режим налогообложения с уплатой налога в процентах от выручки без ведения налогового учета и предоставления налоговой отчетности.
♦ Автоматическое участие в системе государственного социального страхования.
♦ Автоматическое исчисление в мобильном приложении суммы налога и возможность его уплаты через мобильное приложение.
♦ Прием средств платежа посредством мобильного приложения без применения кассового оборудования платежных терминалов.
♦ Для самозанятых граждан с 2022 года предусмотрено расширение перечня видов деятельности с сохранением возможности уплаты единого налога для индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (единый налог).
В перечень видов деятельности дополнительно включены:
♦ ландшафтное проектирование;
♦ курьерская деятельность (по доставке товаров, посылок, пакетов);
♦ чистка салонов транспортных средств;
♦ содержание могил и уход за ними;
♦ аренда, прокат развлекательного и спортивного оборудования (велосипеды, коньки, туристическое снаряжение и пр.).
С 2022 года предусмотрены сокращение перечня видов деятельности, облагаемых единым налогом, и запрет на применение УСН при оказании услуг (за исключением индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере туристической деятельности, здравоохранения, сухопутного транспорта, общественного питания, деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и (или) мотоциклов).
Предлагается исключить применение единого налога при:
♦ реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг;
♦ осуществлении дистанционной торговли товарами;
♦ осуществлении деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта;
♦ осуществлении общественного питания.
С 2023 года для индивидуальных предпринимателей будет установлен единый режим налогообложения с уплатой подоходного налога от разницы между доходами и расходами с возможностью осуществления отдельных видов деятельности и найма до трех работников.
Для микроорганизаций в рамках применения упрощенной системы налогообложения с 2022 года отменяется уплата НДС, корректируются критерии применения данного режима (валовая выручка в сумме 2,15 млн рублей в год, численность работников не более 50 человек), единая ставка налога устанавливается в размере 6 процентов.
♦ Общий порядок налогообложения с уплатой подоходного налога по ставке 16 процентов и обязательной уплатой НДС при превышении выручки и доходов от сдачи в аренду — 465 255 рублей.
♦ УСН с уплатой или без уплаты НДС.
Единый критерий применения УСН: выручка не более 465 255 рублей.
♦ Единый налог.
С 1 января 2022 года:
♦ Общий порядок налогообложения по действующим условиям.
♦ УСН (за исключением сферы услуг, не включающей отдельные виды деятельности), ставка 6 процентов.
♦ Критерий применения УСН: выручка — 460 тысяч рублей.
♦ Единый налог по сокращенному перечню видов деятельности.
С 1 января 2023 г.:
♦ Общий порядок налогообложения с уплатой подоходного налога по ставке, соответствующей ставке налога на прибыль, и обязательной уплатой НДС при достижении критерия.
♦ Запрет на применение УСН.
♦ Отмена единого налога.
С 1 января 2024 года — без изменений.
В Минфине отмечают, что совокупность всех предложений позволит четко разграничить состав субъектов предпринимательства, сохранить понятные и простые условия для бизнеса, а также повысить уровень участия граждан в формировании доходов бюджета.
♦ Общий порядок налогообложения.
♦ УСН с уплатой или без уплаты НДС.
Критерии применения УСН:
с уплатой НДС (ставка 3 процента) — 100 человек, выручка не более 2 159 235 рублей;
без уплаты НДС (ставка 5 процентов) — 50 человек, выручка не более 1 481 522 рублей.
С 1 января 2022 г.:
♦ Общий порядок налогообложения.
♦ УСН без уплаты НДС (ставка 6 процентов).
Критерии применения УСН: 50 человек, выручка — 2,15 млн рублей.
С 1 января 2023 года — без изменений.
sichevich@sb.by
По данным Министерства финансов Республики Беларусь.
Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс предусматривает как новации по традиционным направлениям, так и изменения концептуального характера, которые касаются налогообложения предпринимательской деятельности.
Традиционные направления
Среди традиционных направлений — индексация ставок налогов в целях их адаптации к инфляционным процессам. Отдельный блок касается мер фискальной направленности. Это вызвано необходимостью консолидации доходов бюджетов на уровне снижающейся централизации доходов, которая обусловлена и внешней конъюнктурой, в первую очередь влиянием российского налогового маневра, а также необходимостью финансирования ряда расходов, в частности по противодействию коронавирусной инфекции. В законопроекте предусмотрены отмена отдельных налоговых льгот и предоставление права местным Советам депутатов повышать стандартную ставку налога на прибыль в пределах двух процентных пунктов с направлением полученных средств на реализацию инфраструктурных проектов, а также увеличение ставки подоходного налога до 20 процентов в отношении сумм превышения расходов граждан над их доходами.Повышенная ставка подоходного налога будет применяться:
♦ в отношении заработной платы в конвертах, полученной физическими лицами с 1 января 2022 г.;
♦ доходов, исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, на основании актов камеральных проверок, составленных начиная с 1 января 2022 г.;
♦ при установлении контролирующим органом факта регистрации суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.
Базовые меры фискального характера:
♦ Индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях, а также ставок акцизов на алкогольную продукцию.
♦ Увеличение ставок акцизов на табачные изделия.
♦ Введение акцизов на жидкости для электронных систем курения и нетабачную никотиносодержащую продукцию.
Дополнительные меры налоговой консолидации на 2022 г.:
♦ Введение НДС при электронной продаже товаров (с 1 июля 2022 г.).
♦ Увеличение ставок акцизов на пиво в размере 50 процентов от прогнозного уровня инфляции.
♦ Отмена льготы по налогу на недвижимость в отношении квартир с сохранением льгот для пенсионеров, многодетных, инвалидов.
♦ Предоставление Советам депутатов права увеличивать ставку налога на прибыль, уплачиваемого в местные бюджеты, в пределах двух процентных пунктов.
♦ Введение повышенных ставок земельного налога и (или) арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, по истечении трехлетнего периода строительства (с 1 января 2023 г.).
Оптимизация налоговых льгот на 2022 г.:
♦ Отмена льгот.
♦ Освобождение:
— от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров собственного производства по договору международного лизинга за пределы РБ с правом выкупа;
— от подоходного налога доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса индивидуальными предпринимателями.
Изменения для владельцев квартир
Одно из основных изменений — отмена налоговой льготы в отношении квартир в многоквартирных жилых домах. Цель этого нововведения — уравнять условия налогообложения граждан, которые являются владельцами индивидуального жилья, а также повысить ресурсную базу местных бюджетов. Подлежащая к уплате сумма налога на недвижимость в отношении жилых помещений определяется исходя из расчетной стоимости одного квадратного метра типового капитального строения (здания, сооружения) на 1 января, общей площади жилого помещения и ставки налога в размере 0,1 процента. Расчетная стоимость будет дифференцирована по городам, а также по типам квартир (смотрите таблицу).Так, например, при реализации указанных подходов налог на недвижимость на стандартную квартиру площадью 60 квадратных метров в год составит от 27 рублей в районных центрах до 48,6 рубля в Минске, что сопоставимо с налоговой нагрузкой на владельцев жилых домов.
Для упрощения администрирования физические лица будут производить уплату налога на недвижимость за 2022 год в следующем порядке:
♦ не позднее 15 ноября 2022 года — авансовый платеж по налогу на недвижимость на основании извещения налогового органа, вручаемого плательщику — физическому лицу не позднее 1 сентября 2022 г. Авансовый платеж уплачивается в размере 50 процентов исчисленных за 2022 год сумм налога;
♦ не позднее 15 ноября 2023 года — доплата налога на недвижимость на основании извещения налогового органа, вручаемого не позднее 1 сентября 2023 г.
Изменения для самозанятых
Основные изменения касаются самозанятых граждан. Предлагается значительно расширить возможности для деятельности в данной форме. Такое расширение произойдет с 2023 года. Предполагается, что будет реализован заявительный принцип. Будут определены виды деятельности, которыми самозанятые не смогут заниматься, а остальные виды — разрешены. Эта деятельность должна осуществляться без привлечения наемных работников. В планах — разработка цифрового мобильного приложения для самозанятых. Оно предназначено для регистрации и уплаты всех налоговых обязательств.Действующий порядок налогообложения:
♦ Единый налог.
♦ Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
♦ Сбор за осуществление ремесленной деятельности.
С 1 января 2022 г.:
♦ Единый налог по расширенному перечню видов деятельности.
♦ Ремесленный сбор (62 рубля в год).
♦ Сбор в сфере агроэкотуризма (31 рубль в месяц за каждую агроусадьбу).
С 1 января 2023 г.:
♦ Налог на профессиональный доход в процентах от выручки, включая платежи в ФСЗН, на основании цифровой платформы (кроме субъектов агроэкотуризма).
♦ Ремесленный сбор (62 рубля в год) в качестве альтернативы налогу на профессиональный доход для лиц, осуществляющих ремесленную деятельность.
С 1 января 2024 г.:
♦ Налог на профессиональный доход в процентах от выручки, включая платежи в ФСЗН, на основании цифровой платформы (для всех категорий самозанятых).
♦ Ремесленный сбор (62 рубля в год) в качестве альтернативы налогу на профессиональный доход для лиц, осуществляющих ремесленную деятельность.
Преимущества осуществления деятельности в качестве самозанятого:
♦ Осуществление любых видов деятельности, кроме прямо запрещенных законодательством.
♦ Возможность совмещения деятельности в качестве самозанятого с работой по найму, ведением предпринимательской деятельности в качестве субъекта хозяйствования.
♦ Регистрация деятельности и взаимодействие с налоговым органом онлайн.
♦ Простой режим налогообложения с уплатой налога в процентах от выручки без ведения налогового учета и предоставления налоговой отчетности.
♦ Автоматическое участие в системе государственного социального страхования.
♦ Автоматическое исчисление в мобильном приложении суммы налога и возможность его уплаты через мобильное приложение.
♦ Прием средств платежа посредством мобильного приложения без применения кассового оборудования платежных терминалов.
♦ Для самозанятых граждан с 2022 года предусмотрено расширение перечня видов деятельности с сохранением возможности уплаты единого налога для индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (единый налог).
В перечень видов деятельности дополнительно включены:
♦ ландшафтное проектирование;
♦ курьерская деятельность (по доставке товаров, посылок, пакетов);
♦ чистка салонов транспортных средств;
♦ содержание могил и уход за ними;
♦ аренда, прокат развлекательного и спортивного оборудования (велосипеды, коньки, туристическое снаряжение и пр.).
Изменения для бизнеса
Проектом Налогового кодекса предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование деловой активности. Прежде всего это касается расширения возможностей по применению инвестиционного налогового вычета, а также увеличения его размеров. Предусмотрены меры по упрощению налогового администрирования, прежде всего они связаны с цифровизацией административных процедур. Отдельный блок касается системных изменений по налогообложению предпринимательской деятельности.С 2022 года предусмотрены сокращение перечня видов деятельности, облагаемых единым налогом, и запрет на применение УСН при оказании услуг (за исключением индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере туристической деятельности, здравоохранения, сухопутного транспорта, общественного питания, деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и (или) мотоциклов).
Предлагается исключить применение единого налога при:
♦ реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг;
♦ осуществлении дистанционной торговли товарами;
♦ осуществлении деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта;
♦ осуществлении общественного питания.
С 2023 года для индивидуальных предпринимателей будет установлен единый режим налогообложения с уплатой подоходного налога от разницы между доходами и расходами с возможностью осуществления отдельных видов деятельности и найма до трех работников.
Для микроорганизаций в рамках применения упрощенной системы налогообложения с 2022 года отменяется уплата НДС, корректируются критерии применения данного режима (валовая выручка в сумме 2,15 млн рублей в год, численность работников не более 50 человек), единая ставка налога устанавливается в размере 6 процентов.
Индивидуальные предприниматели
Действующий порядок налогообложения:♦ Общий порядок налогообложения с уплатой подоходного налога по ставке 16 процентов и обязательной уплатой НДС при превышении выручки и доходов от сдачи в аренду — 465 255 рублей.
♦ УСН с уплатой или без уплаты НДС.
Единый критерий применения УСН: выручка не более 465 255 рублей.
♦ Единый налог.
С 1 января 2022 года:
♦ Общий порядок налогообложения по действующим условиям.
♦ УСН (за исключением сферы услуг, не включающей отдельные виды деятельности), ставка 6 процентов.
♦ Критерий применения УСН: выручка — 460 тысяч рублей.
♦ Единый налог по сокращенному перечню видов деятельности.
С 1 января 2023 г.:
♦ Общий порядок налогообложения с уплатой подоходного налога по ставке, соответствующей ставке налога на прибыль, и обязательной уплатой НДС при достижении критерия.
♦ Запрет на применение УСН.
♦ Отмена единого налога.
С 1 января 2024 года — без изменений.
В Минфине отмечают, что совокупность всех предложений позволит четко разграничить состав субъектов предпринимательства, сохранить понятные и простые условия для бизнеса, а также повысить уровень участия граждан в формировании доходов бюджета.
Малые предприятия и микроорганизации
Действующий порядок налогообложения:♦ Общий порядок налогообложения.
♦ УСН с уплатой или без уплаты НДС.
Критерии применения УСН:
с уплатой НДС (ставка 3 процента) — 100 человек, выручка не более 2 159 235 рублей;
без уплаты НДС (ставка 5 процентов) — 50 человек, выручка не более 1 481 522 рублей.
С 1 января 2022 г.:
♦ Общий порядок налогообложения.
♦ УСН без уплаты НДС (ставка 6 процентов).
Критерии применения УСН: 50 человек, выручка — 2,15 млн рублей.
С 1 января 2023 года — без изменений.
sichevich@sb.by
По данным Министерства финансов Республики Беларусь.