Источник: Союзное вече
Союзное вече

В Минске открылась выставка уникальных костюмов ансамбля «Песняры»

Брюки клеш от «Песняров»

Потом экспозиция отправится в Екатеринбург, на малую родину основателя Владимира Мулявина
Куратор выставки Юлия Кривдюк: «В этих костюмах ВИА пели знаменитую «Зорку Венеру» на стихи классика белорусской литературы Максима Богдановича»
павел чуйко

СМЕЛЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ


Ах, эти знаменитые брюки-клеши, рубашки с яркими рисунками и народными орнаментами! Легендарные «Песняры» были не только исполнителями всенародно любимых хитов «Беловежская пуща», «Касіў Ясь канюшыну», «Вологда», но и настоящими иконами стиля.


Красный – любимый цвет Владимира Мулявина. Одна из песен ансамбля так и называлась – «Чырвоная ружа». Фото: Кристина ХИЛЬКО
На выставке можно увидеть более полусотни эскизов художников Валентины Бартловой и Галины Кривоблоцкой, Юрия Пискуна и Ольги Демкиной. Еще нотные рукописи, фотографии, афиши концертов. И, конечно, любимый инструмент маэстро – двухгрифовую мулявинскую гитару.

Владимир Мулявин сам выбирал эскизы к своим сценическим образам. И если хоть одна деталь не нравилась – отправлял на доработку.

– На отдельных рисунках можно рассмотреть подпись Мулявина и выведенное его рукой «Согласен», – рассказывает корреспонденту «СВ» научный сотрудник Национального исторического музея Юлия Кривдюк.

Главные экспонаты – оригинальные костюмы. Мулявин любил одеваться по-шляхетски. Его образ с роскошными длинными усами подчеркивал уникальный, узнаваемый стиль: на длинную свитку маэстро надевал кафтан, подвязывал его широким поясом, напоминающим традиционный слуцкий. Головной убор – обязательно меховая шляпа с перьями. А на ноги – старинные сапоги из желто-коричневой кожи.

Не всем музыкантам такие наряды приходились по душе – жарко, обувь неудобная, с высоким для мужчин каблуком или платформой. С непривычки отыграть целый концерт в этом было непросто. Как-то один из музыкантов не выдержал и отпилил высокие каблуки. Приговор Мулявина был суров: «Привязывай, приклеивай, делай что хочешь, но на сцену выйдешь как положено». На следующий день каблуки были на месте.

Белые пиджаки с вышитыми васильками – один из самых узнаваемых образов белорусских «битлов»
павел чуйко

В РАЙСКИХ САДАХ

Заметный экспонат на выставке – один из самых любимых нарядов Мулявина, сшитый по мотивам работ яркой белорусской художницы Алены Киш. На «Славянском базаре в Витебске» в 1994 году ансамбль к своему 25-летию подготовил новую программу «Голос души». Выступали там они вместе с камерным хором и хореографическим ансамблем «Хорошки». Красочные костюмы и были придуманы специально для такого случая. На рубахе Мулявина – цветы, деревья, причудливые узоры. Ну прямо как на картинах Киш – представительницы наивного искусства, которая больше всего любила рисовать райские сады.

А через два года «Песняры» представили программу «Вольность. Казацкая вольница». Масштабный тур от Бреста до Владивостока – и везде музыканты выходили к публике в бархатных костюмах, расшитых узорами с казацкими мотивами.

Для каждой концертной программы эскизы нарядов утверждались на самом высоком уровне в Министерстве культуры. По костюмам можно следить за эволюцией в творчестве легендарного коллектива. Свой яркий и неповторимый след «Песняры» оставили не только в мире музыки, но и в истории сценического костюма белорусской и советской эстрады.

Один из нарядов художника Юрия Пискуна (слева) сделан в шляхетском стиле: роскошное шитье, богатая отделка, меховая шапка. К такому наряду только слуцкого пояса не хватает. В таких костюмах (справа) ансамбль в середине 1970-х совершил турне по США.

Хеллоу, Америка!

В 1976 году «Песняры» стали первым советским ансамблем, совершившим триумфальные гастроли по Соединенным Штатам.

Для такого случая музыкантам пошили костюмы из супермодной тогда джинсовой ткани. Доставали ее по спецзаказу из-за границы. Ансамбль отправился в турне по США вместе с лауреатами премии «Грэмми» – фолк-группой The New Christy Minstrels. Последние выступали у суперпопулярного советского ан­самбля... на разогреве. После концертов поклонники бежали за кулисы: благодарили музыкантов, просили автограф, говорили о дружбе народов. Не зря «Песняров» называли «советскими битлами».

После возвращения Мулявин с улыбкой говорил журналистам:

– Концерты не отличались от тех, что мы даем дома, в маленьких городах. Советский зритель более внимателен, американский – более эмоционален.

В 1994 году для программы «Голос души» создали специальную серию с яркими рисунками и экзотическими животными

ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ

Выставка проходит в Национальном историческом музее Республики Беларусь до 9 апреля 2017 года.

Как сообщил на открытии выставки директор ­Национального исторического музея Олег Рыжков, экспозиция вызвала большой интерес со стороны зрителей и в России. Уже запланирован показ на родине Владимира Мулявина в Екатеринбурге.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter