Броня крепка, или как мы посадили весь мир на танки

Где–то неподалеку трещали заборы, рушились деревенские хаты и валились деревья: к моей позиции неумолимо приближался тяжелый танк...

Где–то неподалеку трещали заборы, рушились деревенские хаты и валились деревья: к моей позиции неумолимо приближался тяжелый танк. Пока невидимый, он вызывал тоскливое чувство обреченности: что я сделаю против «Тигра» на своей слабенькой самоходке? СУ–76 только на словах называется противотанковой, а на деле — тонкая броня, слабое орудие... Наконец в прицеле мелькнул серый борт, на котором вспыхнул сноп искр от моего снаряда, и наводчик сухо доложил: «Рикошет!» Вражеская махина на ходу доворачивала башню, своей медлительностью давая шанс на еще один выстрел, и я им воспользовался — сбил супостату гусеницу. «Тигр» остановился, и это решило исход схватки: за лесом громыхнули наши гаубицы и тяжелые снаряды обрушились на неподвижный танк. Через секунду он пылал, а я торопливо менял позицию: артиллерия противника тоже не дремала...


Точное попадание


Подобными эпизодами насыщена буквально каждая минута новой динамичной игры «Мир танков», созданной белорусскими разработчиками. За четверть часа (столько длится обычный бой) в жестоком противостоянии сходятся десятки боевых машин, управляемых живыми игроками: игра идет в онлайн–режиме, и тысячи людей по всему миру каждый вечер погружаются в атмосферу сражений Второй мировой. Ситуация уникальна тем, что официально игра еще не стартовала, — идет открытое тестирование проекта, мгновенно ставшего популярным. Белорусская студия «Геймстрим» сказала новое слово в жанре многопользовательских игр, и это слово было — танк.


Внезапно оказалось, что игровая аудитория попросту устала от традиционных онлайн–развлечений с их фантазийными мирами, космическими сагами и выдуманными персонажами. Кроме того, приключения эльфов, магов и гномов не привлекали взрослых людей, оставаясь уделом школьников. Ну разве признаешься в кругу солидных сверстников, что нашел в игре какие–нибудь «трусы мудрости», дающие 2 очка к интеллекту? Другое дело — обсудить пробиваемость кумулятивных снарядов, достоинства ходовой части легкого танка, разницу между гомогенной и цементированной броней. Это обычные мужские разговоры, и разработчики проекта сыграли на том, что большинство мужчин в юном возрасте рисовали в школьных тетрадках вездесущие «танчики», собирали их достоверные модели и... видимо, так и не наигрались в детстве. Попадание оказалось 100–процентным: в «Мир танков» с удовольствием погрузились как молодые люди, так и те, кому за 50. Это стало сюрпризом для самих разработчиков: они рассчитывали набрать для тестирования всего около 5 тысяч человек. Однако с первого же объявления о начале бета–теста пришлось рассматривать до 300 заявок в день, в итоге сегодня пакет с игрой скачали около 125 тысяч пользователей из стран СНГ и примерно 50 тысяч игроков из дальнего зарубежья.


Одиночка обречен


«Мир танков» весьма дружелюбен, он не отпугивает необходимостью заучивать десятки клавиш для комфортного управления. У каждого игрока имеется ангар с техникой, где он проводит немалую часть времени, модернизируя свой танковый парк, и прямо оттуда отправляется в бой, нажав единственную кнопку. Игра сама выбирает одну из карт местности, сама формирует примерно равные по силе команды из 15 машин с каждой стороны и включает таймер на 15 минут. За это время необходимо захватить вражескую базу или уничтожить противника. Участие в бою, нанесение повреждений, успешная разведка, точные артудары — все это дает игроку очки опыта и т.н. кредиты, на которые можно покупать новое оборудование и вооружение. На стадии тестирования доступны около 60 моделей германской и советской боевой техники 40–х годов, вскоре появится линейка американских, французских, итальянских и даже японских танков. Бои, кроме случайных локаций, будут проходить также на глобальной карте, где уже полки и бригады игроков станут сражаться за территории. Кстати, необходимость взаимодействия — одно из важных отличий «Мира танков» от прочих многопользовательских игр, ориентированных на индивидуальную «прокачку» персонажа. В танковом бою одиночка, будь он на самой мощной машине, заранее обречен. Поэтому взаимная поддержка становится условием выживания и победы. К примеру, один из принципов командных действий звучит так: «Защитите свою артиллерию от легких танков, и она спасет вас от тяжелых».


Учиться играя


Более всего продукт белорусских игроделов подкупает исторической достоверностью: по нему можно изучать развитие танкостроения в 30 — 50–х годах прошлого века. При создании моделей танков и самоходных артиллерийских установок учитываются мельчайшие подробности, вплоть до расположения заклепок на броне. Если в реальный комплект снаряжения входила обыкновенная лопата, будьте уверены, вы обнаружите ее на одной из надгусеничных полок. Если скатка брезента — пожалуйста, вот она, за башней. С той же кропотливостью разработчики подходят к воссозданию поля боя. Посетив студию, мы с удивлением наблюдали, как в игру плитка за плиткой переносится брусчатка с площади одного из немецких городков — пример брался с архивной фотографии 1944 года, где по этой брусчатке шагала американская пехота. Мельчайшие архитектурные детали зданий, руины от бомбежек, противотанковые препятствия — все выглядит так, как было в реальности, на кинофотодокументах. К чему такая скрупулезность, если в горячке боя никто не обратит внимания на эти изыски? «Учиться играя — это один из обязательных мотивов игры», — говорит сотрудник студии Дмитрий Пинчук. «Мы хотим, чтобы игра исподволь давала образовательную нагрузку. Поэтому приятно, когда даже девушки после нескольких дней игры уже видят разницу между Т–34 и Т–34–85 и безошибочно различают немецкие танки по силуэтам. Вряд ли какой–нибудь сухой учебник или справочник может похвастать такой эффективностью просвещения». В самом деле, чем не лучший способ заставить современного молодого человека изучать историю? Вместо просиживания штанов за бездумными «стрелялками» он сейчас жадно глотает мемуары танкистов. И потом пишет на форуме: «Я за всю жизнь не прочел столько о войне, сколько за пару месяцев игры в «Мир танков».


К слову сказать, «Геймстрим» уже имеет неплохой опыт в образовательно–развлекательной сфере: одна из первых ее игр, «Операция «Багратион», получила теплый прием у ветеранов, которым специально показывали эту достоверно воссозданную и весьма масштабную реконструкцию освобождения Белоруссии.


Деньги и престиж


Интересный вопрос — как собираются зарабатывать создатели «Мира танков», если скачать игру можно абсолютно бесплатно? Тратить деньги придется тем, кто желает по–быстрому опробовать самые эффектные возможности игрового процесса. К примеру, купить редкие подкалиберные снаряды (они и во время войны ценились на вес золота) или эксклюзивный танк, выпускавшийся ограниченной серией. Причем, по словам разработчиков, вложение реальных средств не даст игроку никаких ощутимых преимуществ перед «бесплатниками» — он всего лишь быстрее пройдет путь, на который у других потребуется больше времени. Впрочем, стоит заметить, что подобные обещания раздают многие создатели многопользовательских проектов, которые затем превращаются в банальные «деньгокачалки». Остается надеяться, что с белорусской игрой этого не произойдет.


***


Теперь о столь несерьезном явлении, как компьютерное развлечение, стоит сказать серьезно. Страна выпускает десятки различных каталогов, пытаясь рекламировать Беларусь за рубежом. Тратит деньги на международные выставки и презентации. Пытается заинтересовать туристическими возможностями и промышленными изделиями. В то время как компания головастых белорусских парней и девчонок незаметно создала продукт, востребованный во всем мире. Новостные порталы западной игровой индустрии заполнены хвалебными рецензиями и восклицаниями типа «Белорусская игра — как глоток свежего воздуха в жанре!» За свою оригинальную идею и множество новаций «Геймстрим» удостоилась звания «Лучшая компания–разработчик» на российской конференции разработчиков игр, а «Мир танков» на крупнейшей выставке компьютерных игр Е3, ежегодно проводимой в Лос–Анджелесе, получил приз «За лучшую игровую концепцию».


Отставного американского военного и французского юнца, сегодня взахлеб гоняющих наши танки по виртуальным полям сражений, никто не заклинал «Купляйце беларускае!» Они сделали этот выбор без какой–либо рекламной кампании, попросту осознав, что ничего похожего в мире компьютерных игр никто не создал. Ни по тематике, ни по интересности, ни по уровню исполнения... Поэтому для множества иностранцев Беларусь отныне — не только озера, коники из соломки и драники. Но еще и уникальный «Мир танков».
Вот чему бы поучиться у молодой минской студии...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter