«Броненосцы» и потемки

С вами так бывает? Встанешь однажды утром и подумаешь: лучше бы не просыпался...
С вами так бывает? Встанешь однажды утром и подумаешь: лучше бы не просыпался. Не то чтобы жить совсем не хочется... Наоборот, хочется жить радостно, чтобы каждый день какие–то положительные эмоции! А вместо этого груз проблем: и начальство тобой недовольно, и в магазине, в транспорте нахамят. И дома муж хоть мягко, да упрекнет, что блинчики подгорели... «Надо перетерпеть. Обычная осенняя депрессия, это пройдет», — уговариваю сама себя по дороге на службу. Работать не хочется, но я беру себя в руки и — вот она я, счастливая, улыбчивая, всем довольная. И никто — ни коллеги, ни интервьюируемые, ни подруги — не подозревает, что творится у меня на душе. А так хочется, чтобы заподозрили, чтобы подошли, разговорили, подбодрили.

Есть люди, которым признаваться в собственных проблемах — одно удовольствие. Они оживают, когда им сочувствуют, принимают участие в их судьбе. Может, и мне бы понравилось, только вот обнародовать свои неудачи я не могу, язык не поворачивается. Кому же излить душу? Говорят, очень легко рассказывать о себе незнакомому человеку. Наверное. Но где его взять? Разрыдаться прямо на автобусной остановке? Поймать попутку и ошарашить ни в чем не повинного водителя потоком слез? Говорят, от плохого настроения можно избавиться в парикмахерской, солярии, кабинете массажиста... А если и это не помогает? Мало разве их таких — идет красивая, ухоженная, а в глазах грусть, на душе явно кошки скребут...

Наверное, все же лучше довериться профессионалу — опытному психологу. Но на большинстве предприятий и в учреждениях его нет, штатным расписанием не предусмотрен. Хотя, к примеру, творческим людям такой специалист не помешал бы, ведь их работа очень зависит от настроения. Да и не только творческим. Легко, к примеру, маляру или слесарю, у которых все дни, как близнецы–братья? А кондуктору в троллейбусе? Едет измотанный гражданин с работы, настроение ни к черту, со всех сторон пассажиры напирают, а тут еще какая–то тетенька требует предъявить проездной. Видите ли, слов ей недостаточно — не доверяет. Вот он и нагрубит в ответ. И кондукторша в свою очередь злость на ком–нибудь сорвет — успокоить ведь ее некому. Я уж не говорю о контролерах. Не любят их пассажиры, сочувствуют «зайцам». А «зайцы» порой и сами за себя могут постоять. На днях в Могилеве одна безбилетница — приличная с виду женщина — покусала контролера. Удрать, правда, не сумела, заплатила штраф... Контролеру обидно. «Я же ей не враг, просто работу свою выполняла», — жаловалась она домочадцам, заливая раны зеленкой... Поплакаться обиженные кондукторы и контролеры могут разве что коллегам да близким. А ведь им нужно, чтобы их не просто выслушали, но и дали дельный совет, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Знали бы они эти тонкости, может, многих конфликтных ситуаций смогли бы избежать...

Разговариваю как–то с директором могилевского предприятия «Горэлектротранспорт» Сергеем Монастыренко. Соглашаюсь — им, как и многим другим, работающим в сфере обслуживания, свой, штатный психолог нужен позарез. И такую единицу — хотя бы на полставки — в ближайшее время планируется ввести. А пока приглашают специалиста со стороны. Подмечено: разговор по душам с профессионалом помогает снять напряжение и проблема не кажется такой уж неразрешимой, и мир вокруг — не таким мрачным. Да и конфликт, вспыхнувший внезапно на каком–то отдельно взятом рабочем месте, специалисту погасить куда проще, чем начальнику. Психолог ведь смотрит на вещи непредвзято, к тому же работник может быть «в контрах» не с коллегой, с самим шефом...

«Толковый психолог не помешал бы», — соглашаются на многих предприятиях. Но дальше слов дело пока не идет. Хотя, к примеру, в Могилевском государственном университете имени Кулешова сегодня готовят психологов не только для учреждений образования. Студенты, которые окончат вуз в этом году, уже проходят практику в филиалах банков, больницах и поликлиниках, на железной дороге, в УВД. А вот заявок с могилевских предприятий в вуз еще не поступало. Заведующая университетской кафедрой специальных психолого–педагогических дисциплин Валентина Авраменко уверена, что пора перенимать опыт минчан, — там на крупных предприятиях давно работают штатные психологи: «Они не только конфликтами занимаются, в их помощи нуждаются и молодые кадры, и те, кто уходит на пенсию... А бывает и так: тихого, исполнительного человека вдруг «заклинит» на ровном месте — работать отказывается, молчит и, словно броненосец, готов дать бой всему миру. Психолог начальству подскажет выход из ситуации».

Чужая душа — потемки, и разбираться в этих потемках, конечно, должен специалист. Будет кому излить душу, глядишь, и перестанут обиженные половину рабочего дня тратить на обсуждение своих проблем или после работы топить «горе» в бутылке...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter