На «Линии Сталина» с июля будет ходить бронепаровоз образца 1935 года

Бронь на поезд

Вклад железной дороги и войск в победу в Великой Отечественной войне огромен. Чтобы память об этом жила, в историко-культурном комплексе «Линия Сталина» еще в прошлом году сделали зону, посвященную железнодорожникам страны, — установили паровоз 1932 года выпуска Луганского паровозного завода. Рядом готовится показать себя во всей красе бронепоезд с бронепаровозом 1935 года из Кричева. Корреспондент «Р» узнала все подробности.

На фото — все те, кто принял участие в планировании, управлении, восстановлении такого масштабного проекта, как бронепаровоз.

Полный состав

ИКК «Линия Сталина». Импровизированная станция Советская, виднеются паровозы на рельсах, есть даже переезд для авто. Все выглядит так, будто это территория железной дороги из довоенных времен.

— Мы стараемся не только демонстрировать технику того времени, но и показывать, как она работала. Поэтому вся площадка интерактивная, — проводит экскурсию Александр Метла, исполнительный директор комплекса— Конечно, еще многое до июля мы сделаем. Пока же тут готов малый экспозиционный зал, завершается работа над большим — в обоих продемонстрируют ходовую технику, которую восстановили наши реставраторы Александр Микалуцкий, Владимир, Алексей и Максим Якушевы.

Александр МЕТЛА: «Летом откроем специальный проход к экспозиции с бронепаровозом. Пока она доступна только с сопровождающим».
Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА

Перед нами бронепаровоз 1935 года выпуска. Аккурат из Кричевского депо привезли паровоз сюда в октябре прошлого года. Прибыл не в самом лучшем виде: чтобы придать ему вновь образ тех лет, решено было делать все исключительно по чертежам брянского машиностроительного завода «Красный Профинтерн», где такие ПР-35 выпускали серийно. Пока мастера грунтуют составы, Александр рассказывает про поезд:

— Его максимальная скорость движения составляла 45—50 км/ч. На наших рельсах — всего 270 метров (плюс 100 метров — это дополнительная ветка, куда не будет ходить бронепоезд) — он будет двигаться с гораздо меньшей скоростью, все-таки доступ на него будет для экскурсий и анимаций, важна безопасность.

В 1941 году, когда такие бронепаровозы ринулись в бой, в них находилось 17 человек. Командир бронепоезда, начальник штаба, политрук, железнодорожный техник, машинист и его помощник, кочегар, старшие связист и кондуктор, командир отделения пулеметчиков, расчет зенитных пулеметов, радист, разведчики-подрывники и наблюдатель.

Когда паровоз  сюда только привезли, у него были лишь нижняя ходовая часть, тендер, часть котла. Будку машиниста срезали и вместо нее сделали полноценное бронирование. Многое делали по чертежам с нуля. Собрали, сварили каркас, обшили листами, сделали аж 3000 болтов! Это такая копия бронепаровоза. В действительности раньше они были обшиты 15-миллиметровой броней, но тут использовали 10–15 миллиметров, в некоторых местах — 12. Даже такую массу было трудно поднять, сварить.

Слышу музыку из кабины машиниста, где котел, — под радио сотрудники БелЖД из Кричевского депо во главе с мастером Андреем Ханевским обшивают вагонкой кабину машиниста, делают деревянный пол. Хотя, признаться, обшивка вагонкой была только до 1941 года и после 1943-го: с 1941 по 1942 год — только металл.

Алексей ЯКУШЕВ, глядя на железную крепость — в длину 60 метров, — говорит, что соскучился по танкам, пока делал паровоз: последний — большой, высокий, в ангаре с ним не поработаешь. А танк можно в тепле за 6 месяцев с нуля сделать.

Говорят, ПТ-33 (платформа тяжелая 1933 года с 107 мм орудием) уже готова, туда-то меня и провожают. Высокие ступени — и мы на месте. На столе — радиостанция, тапик с надписью «Помни, противник подслушивает!». Тут уже полная имитация времени: командирский стол, стремяночка и стульчик, чтобы удобнее управлять пулеметом. Его башня поворачивается отсюда, изнутри. Установят еще перископ, чтобы можно было глядеть на цели — вокруг-то территории немецкие танки! Имеются будто бы личные вещи людей той эпохи, а еще снаряды — чтобы уж совсем было взаправду. И, что интересно, печка тут топится дровами.

Спускаемся на землю. Прошу рассказать, за что отвечает каждая часть бронепаровоза. Первая часть — броневагон тяжелый ПТ-33 (платформа тяжелая с башней 107 мм, орудием, пулеметами), затем — бронепаровоз ПР-35, после — броневагон с башнями Т-34 (ПЛ-42, платформа легкая с двумя 76 мм орудиями, пулеметами), и уже последняя — двухосная платформа с 37 мм автоматической зенитной пушкой образца 1939 года (61-К). Бронепаровоз в этой цепочке второй не случайно. В войну важно было его сохранить. Если подобьют его, то всему беда.

Осталось немного работы до того момента, как паровоз сможет ездить, из броневагона ПТ-33 можно будет стрелять по целям светошумовой имитацией и в целом знакомиться с железными бойцами рельсов.

— Мы на финишной, к июлю, если не раньше, закончим, — говорят братья Якушевы и берутся за инструменты. — Вот догрунтуем составы, покрасим, доделаем люки, антенны, сделаем сцепные устройства более детальными и защищенными — как тогда, и будет красота.

Рельсовая война

— Это кажется, что просто ретротехника, а на самом деле такой бронепоезд мог остановить налет авиации: благодаря установленному 37-миллиметровому зенитному орудию и пулеметам ДШК 12,7 миллиметра он создавал большую плотность огня! Поезда в 1941 году сдерживали немцев по всей Беларуси, они прикрывали отход войск, героически воевали. Все знали, что поезда на основных магистралях могут хотя бы на час, на день, на два удержать противника своей мощью. Если железная дорога захвачена — деваться было некуда. Вот, например, 73-й поезд войск НКВД. Когда немцы прорвались в Заславль, пограничники с бронепоездом выбили их! — рассказывает Александр, углубляясь в историю.

Так выглядит вся новая железнодорожная территория ИКК «Линия Сталина» вместе с бронепаровозом.

23 июля 1941 года 3-я дивизия НКВД получила распоряжение, в котором определялся порядок использования бронепоездов в приграничных сражениях. Ее бронепоезд № 73 находился рядом с Минском. Уже на второй день войны он сражался с самолетами немцев, эвакуировал людей. А день спустя был призван защищать окружной военный склад в Заславле. После этот поезд отправился в Ратомку немцев гонять. Его немного повредили в бомбежках, но подлатали и перебросили на участок Осиповичи — Могилев. Под Елизово случилась схватка за мост через Березину. Бронепоезд № 73 сделал многое, спасая жизни наших солдат, но сам не выдержал массированной атаки разъяренного противника. Там он и закончил свой путь. Практически такая же судьба у всех 10 бронепаровозов, служивших в Западном военном округе.

— Железная дорога сыграла немалую роль в разгроме врага, — Александр Метла машет на прощание коллегам, и те берутся за краскопульты. — Один ветеран мне сказал: «Саша, а что нам было делать? Умирать зря?! Пока у нас были боеприпасы и вода, мы били, били, били. И бронепоезда крошили противника, его авиацию, пока у зенитчиков были снаряды!»

kasel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter