Бриллианты в консервной банке.

Еще раз о вас, о нас и... о рекламе.

Еще раз о вас, о нас и... о рекламе.

Все хотят быть здоровыми и богатыми. Это естественное желание любого человека. Но для многих остается загадкой: почему, прилагая множество усилий и времени, мы не можем добиться столь желанного и нужного результата.

Проезжающие и проходящие жители столицы невольно обращают внимание на билборды: “Coca-Cola 125 лет”. Сюжет рекламы прост, незатейлив. Но в то же время привлекает внимание — ничего лишнего. А это есть показатель стиля.
Но часто ли мы задумывается вот над каким вопросом: в нашей стране есть много предприятий, возраст которых на пару-тройку лет меньше. А много ли мы о них знаем? Где-то что-то слышали, возможно, покупали продукцию. И все. Дальше тишина...
Истина состоит в том, что событие, явление, товар существуют только тогда, когда мы о нем знаем. Источником этого знания всегда выступали средства массовой информации, начиная от глашатаев на площадях и заканчивая современными электронными СМИ.
У  каждого средства массовой информации есть своя ниша. Говорящие и показывающие рассчитаны на мгновенное восприятие. Бумажные — на более длительный срок. Но любой рекламный продукт есть результат производственных отношений между массмедиа и производителем. То есть за рекламу нужно платить. И вот здесь возникает самое интересное.
И производитель, и потребитель понимают, что реклама нужна. Но зачастую производитель “жмется”, а потребитель упрекает, особенно электронные СМИ, мол, надоело, дайте спокойно посмотреть кино. Но для того чтобы это кино появилось или вышла статья, нужны деньги. Хотите убрать рекламу, сделать как в добрые советские времена? Но тогда обеспечьте полное финансирование и забудьте о том, что у вас есть пара минут во время рекламной паузы пойти на кухню и налить чашку чая.
Кстати, мнение, что в советские времена рекламы не было, является ошибочным. Была. Пару лет назад мне подарили трехтомник, выпущенный к 110-летию журнала “Огонек”. Помимо блестящей публицистики в нем имеется цветная реклама: детского питания, универмагов, агитация населения сдавать стеклотару... Качество отменное.
Классический пример советской рекламы, вошедший во все учебники по пиару, — закатка кольца с бриллиантом в передаче “Аукцион” Владимиром Ворошиловым (основателем передачи “Что? Где? Когда?”) в 60-е годы прошлого века. Трюк Ворошилова был прост. В то время продуктовые магазины были пусты, полки заполняли консервными банками с тунцом. В прямом эфире в одну из банок было закатано кольцо с бриллиантом (после съемки оно было изъято). Ровно через неделю во всем СССР консервы с тунцом были раскуплены.
Мне часто приходится писать рекламные тексты. Не жалуюсь на трудности, ибо жаловаться на жизнь, как говорят в народе, участь горничных. Задача проста, с одной стороны, а с другой и сверхсложна. Заказчик требует изюминку, а зачастую ее нет. Универсальных текстов, как и универсальных роликов, билбордов, не бывает. Кому-то нравится, а кому-то нет. Но в любом случае реклама должна вызывать эмоции — как положительные, так и отрицательные. Пусть даже будет скандальной. Некогда респектабельное издание уже добрый десяток лет специализируется на скандалах из личной жизни советских и российских звезд. С одной стороны — популярность газеты, а с другой — подогрев интереса к “гаснущим” звездам. У меня вызывает большое сомнение, держали ли авторы в руках пресловутые бриллианты покойных советских кумиров. Законы жанра... Все мы разные. Если бы были одинаковые, наверняка жизнь остановилась бы.
Но и это не все. Открытое информационное пространство не дает возможности навязать свои правила игры. Если что-то запрещается, это не значит, что в информационном поле это не появится. Конкретнее. Не так давно в интернете прошла информация о запрете на телевидении рекламы одной фирмы (название фирмы не привожу, так как статья не рекламная). Но ведь любой запрет тоже своего рода реклама. Профессиональный интерес взял свое. За что запретили?
Реклама эпатажная. Усредненный социальный срез. Где-то даже люмпенизированный, вызывающий противоречивые эмоции. Рекламируется продукт не первой необходимости, но полезный осенью и зимой для профилактики гриппа. После прочтения заключения некоего психолога все стало ясно: эмоции и обращения эмоциональных зрителей сделали свое дело. Минторг здесь ни при чем. Пищевой продукт направили в сексуальное русло. Рука сразу потянулась на книжную полку за Фрейдом.
Русский язык, как и китайский, для иностранцев крайне труден. В обоих очень важна интонация, определяющая неповторимый колорит и подтекст. Классическое хрущевское “Мы вам покажем кузькину мать” — яркое тому подтверждение. Американцы долго искали, но так и не нашли мать Кузьмы.
Вернемся к рекламе. Эпатажность есть, эмоции есть. Юмор, для кого-то соленый, также есть. Можно многое запретить. И на этом поставить точку. А что дальше? Попереключай каналы, если есть тарелка, — некоторые ролики окажутся просто омерзительными. Что с того, что свой канал лишили денег, а некоторых зрителей возможности посмеяться. А что будет, если я в своей статье посоветую топающим и хлопающим кавалергард-девицам научиться готовить и думать о том, за что ругала тетя Песя своего сына Эммика в фильме “Ликвидация”, когда он вместо того чтобы идти на Привоз за рыбкой, уединился с Цилей.
Тему можно продолжать. Суть не в этом. Уважаемые производители! Рекламируйте и рекламируйтесь. Ведь в потоке информационного негатива в сети часто тонет огромный позитивный массив. Нам есть о чем говорить и писать, есть что показывать. Не так давно один из заводов в Минской области, на который в свое время многие махнули рукой, взял и выиграл тендер в России на поставку мебели на Олимпиаду-2014 в Сочи. Наша газета в самое ближайшее время расскажет об этом.
А  читателям и зрителям хотелось бы пожелать терпимости и большей толерантности. Возмущение  не самый лучший советчик. В столь непростое сегодняшнее время, как и в прежние времена, нас спасет юмор.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter