Откровения сельчанки из столинского агрогородка Бережное, которая 15 лет ездит работать к фермеру

Бригадир Вероника

Механизаторы, доярки и водители — простые честные трудяги всегда были героями публикаций «Сельской газеты». Однако наш новый проект «Это моя работа» откроет ранее неизведанные грани различных профессий, не самых раскрученных в том числе. Ведь успех и высокий результат любого высококлассного специалиста складывается из сотен будней — плодотворных сред или напряженных пятниц. Во сколько просыпается доярка? Что снится патологоанатому? Как молодой крановщик борется со страхом высоты? Мы пообщаемся с разными специалистами, узнаем, за что они любят свою порой не самую популярную, но такую нужную людям профессию, каких примет придерживаются и почему свою работу ни на какую другую не променяют. 


Столинский район всегда был впереди других, причем не только на Брестчине, по выращиванию овощей. Нужна работа? Здесь любой скажет: «Тебе к фермеру. Вечером получишь «дневку». Сейчас рабочим в день платят от 30 до 60 рублей. Деньги живые, но хлеб совсем не легкий. На земле не работать надо — пахать. И в моросящий дождь, и в промозглый ветер, и под палящим солнцем.


Вероника ПЕТРОВЕЦ из агрогородка Бережное к фермеру впервые поехала 15 лет назад — в деревне не было вакансии страхового агента, а копейка нужна. Зато теперь поди сыщи толковее работника, чем Вероника! Более того, лет пять назад бойкая сельчанка сколотила свою бригаду, которая занята на земле круглый год. По весне капусту, томаты, перцы садят, летом идет прополка, ближе к осени трудяги будут снимать яблоки в саду, а зимой — фасовать бочковые огурцы по ведеркам. Приехала к Веронике домой и обомлела: домик крепкий, ухоженный, во дворе газон, туи, машина. А еще женщина сумела накопить на отдых на море и горнолыжном курорте. Так что красавица из Бережного давно сломала стереотип, что к фермеру на работу ехать — последнее дело. У фермера ее трудовая, — идет стаж, падает копеечка в пенсионный фонд, налоги отчисляются, как и положено на нормальной работе. Ну разве жизнь не удалась?

На выпускной заработала сама

Впервые к фермеру поехала после 10‑го класса. Лето, каникулы, собралась молодежь — и в Ольшаны. Мы капусту пололи. Тяжело было — не то слово. До сих пор помню: в день платили 10 тысяч рублей на старые деньги. Куда потратила? По-моему, наряды в Столине на базаре купила, чтобы на дискотеку ходить. В моей семье было шестеро детей, конечно, родителям тяжело. Поэтому после 11-го класса, сдав экзамены, поехала к фермеру, чтобы заработать на выпускной. 60 долларов стоило платье на прокат в Пинске, гордая была — ведь заработала деньги сама.

Какие же мы черные? Мы работяги!

Тех, кто ездит работать на фермера, называют черными. Это обидно. Какие же мы черные? Мы работяги. С протянутой рукой не стоим, чужого не берем. Вкалываем. И ничего стыдного в этом не вижу. Говорят, если уже совсем в жизни не устроился, то идешь к фермеру, мол, последнее дело. Не соглашусь. В моей бригаде есть бывшие повара, медсестры, санитарки, которые сейчас на пенсии, студенты. Эти люди ничуть не хуже других, а по выносливости и трудолюбию фору любому дадут. Я и сама после школы выучилась на страхового агента, но люблю физический труд и другой работы уже не представляю. Мой день пролетает моментально. За день прополола пять рядов сада по 350 метров, и еще дома работы хватает. Зато для меня, натренированной, мои 20 соток огорода возле хаты и 12 в поле — на два дня.


Лет 15 назад, как только начинала ездить к разным фермерам, отношение к наемным работникам было куда хуже, чем сейчас. Относились чуть не по-барски, высокомерно. Сейчас все по-другому. Фермеры понимают, что без наемных копейку не заработаешь. Один в поле не воин — ни посадить, ни прополоть, ни убрать урожай. А толковую бригаду еще попробуй найди, ведь даже на рабочие руки, особенно в сезон, конкуренция.


Как сколотила свою бригаду, так и ездим к одному и тому же фермеру из Ольшан Михаилу Супрунчику. С хорошим руководителем хорошо работается. Он на Новый год подарки дарит, на 8 Марта цветочки женщинам в поле привезет. В жаркий день, бывает, мороженым, лимонадом или минералкой бригаду угостит. Собрали урожай яблок — выделит премию, чтобы стол накрыли и справили «Дажынкі». Нужна кому-то сельхозпродукция? Пару кошелей и так даст, надо больше — отпустит по минимальным расценкам.

Красавица, возьми на подработку!

Приходит лето — в Бережное едут студенты. И звонят: «Вероника, возьми на подработку!» А я не отказываю. Многие ребята со школьной скамьи приучены ездить к фермерам. Учатся в ссузах, вузах — на каникулах зарабатывают. И даже выйдут на работу, в отпуске за «капаніцу» — и к фермеру. А сколько родных, кумовьев брала на работу! Сын, когда в школе учился, каждое лето со мной. Сейчас студент, сам находит подработку еще более оплачиваемую, я горжусь тем, что он вырос трудягой и настоящим мужчиной.

Бригада у Вероники крепкая — за день каждый может прополоть яблоневый ряд длиной в полтора километра.

Бывает, возьму кого новенького, а он к обеду от усталости едва ноги волочит. Даже от «дневки» отказывается. Мы, кто поопытнее, поддержим, подтянем, глядишь, и денек доработал, «дневку» получил. А назавтра или через день снова едет. Гляжу на таких и себя вспоминаю молодую — тоже тяжело было. Старшие подхватят, покажут, как правильно делать, и втягиваешься. Даже и сейчас приступаешь к новой работе, дня два-три все мышцы, пока тянутся, болят, обезболивающие принимаем. А потом как по маслу. Тяжелее всего из работ капусту садить и сад белить, весь день спина крюком.

НЕ брать бутылочку с собой 

Стала бригадиром по чистой случайности. Прежде на моем месте был мужчина, он собрался на шабашку, за главную оставил мою подружку из Бор-Дубенца. Она хороший организатор: всех обзвонит, списки составит. А я, голосистая, бойкая, ей помогала перекличку проводить, на поле контролировать ход работы. Подружка вышла замуж и уехала, за бригадира, куда деваться, осталась я. Фермер уже со мной связь держал.


С людьми тяжело работать. Легче стать в рядок и рвать яблоки, отвечать только за себя. Неправильную выкладку фруктов сделаешь в коробку — всю фуру вернут. А они ведь идут за границу на продажу. Двое рвут, а третьему, самому опытному, доверяем укладывать фрукты красным бочком ровными рядами. Новичку такое не доверишь — только тому, у кого рука набита.

Навести порядки в бригаде поначалу было непросто. Есть те, кто нацелен заработать и пропить. Целые семьи такие были. Ведь деньги дают сразу вечером на руки. А с пьяного работника какой толк весь день? Ходит, болтается, у всей бригады день насмарку. Да и девчата обижаются: кто-то пашет, кто-то пляшет. А платят всем одинаково. Один раз с работы пьяного выгнала, второй. Утром приедем в поле, я уловлю, что подшофе, — домой отправляю. Хорошо, если бус не уехал. А если уехал — домой пешком. Полдня идти будешь. Зато после такого дисциплина подтянулась. У Вероники, стали говорить, не забалуешь. И бутылочку перестали с собой на обед брать.

И успеть свиней покормить

Встаю в полпятого утра. Душ, перекусила, покормила свиней и в половине шестого бегу на автобусную остановку. За нами приезжает бус, его арендует фермер, чтобы доставлять бригаду в поле и обратно. Без еды никак — ноги протянешь. Осенью, когда яблоки рвем, парочку съел, и можно работать даже без обеда, мы такое иногда практикуем. А так беру картошку жареную с яйцом или котлету с пюре. Бывает, человек проспит и едет без еды, делимся. Случалось, собака сорвет сумку на заборе, украдет обед — тоже выручаем друг друга. По осени берем термосы с горячим чаем, чтобы согреваться.


Работаем с шести утра и до половины четвертого дня. Обед — полчаса. Каждый час — десять минут перекура. Кто семечки щелкает, кто анекдоты травит, а в основном все в Instagram, даже пенсионеры.

Если в парах надо работать, каждый выбирает человека под себя. Я не вмешиваюсь. Кто с кем дружит, тот с тем и работает. Бывает, муж с женой вместе. И иногда, наоборот, просят, только бы врозь.

Работа объединяет. Года два назад были в моей бригаде холостые мужчина и женщина. Словом-двумя перекинутся, смотрим, ведра ей подносит. А потом уже вместе живут, сейчас ребенок родился. Так что в нашем коллективе даже семья сложилась.

Умею копить

Каждый вечер нам платят за отработанный день. Кто-то скажет, хорошо получать зарплату раз в месяц: хоть сумму видишь. А я с детства приучена копить: лишней копейки на абы-что не потрачу. Делали с мужем ремонт, накопила на шторы, тюль в доме. Сама машину заправляю, коммунальные оплачиваю. Два года назад с подружкой на море отдохнули. Заработали и вместе с мужем побывали на горнолыжном курорте в Карпатах.


Бывает, придут мысли: надо что-то в жизни менять. А потом рассуждаю: я ведь долгое время зарабатывала себе репутацию и уважение среди людей. И просто не смогу пойти на другую работу, чтобы отбывать часы. Зарплата достойная — в месяц до 800 рублей набегает. Да и у фермеров многому научилась. Сейчас все больше сады держат — осенью бригаду (10—12 человек) учили делать обрезку яблонь. Наловчилась и свой сад у дома привела в порядок. А еще люди в бригаде собрались толковые, работают на совесть, и контроль не нужен. Так что утром на автобусную остановку иду с радостью. Коль работа нравится, то душа не мается. 

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter