Бригада, на выезд!

Жара пока не особенно прибавила забот врачам скорой помощи, но их труд и без этого не назовешь легким

Жара пока не особенно прибавила забот врачам скорой помощи, но их труд и без этого не назовешь легким

Настрадавшись от зноя, корреспондент «НГ» напросилась подежурить на станции скорой медицинской помощи, чтобы узнать, как медики помогают тем, кому совсем плохо от царящего на улице пекла. К счастью, спасать от теплового удара и сопутствующих перегреву проблем со здоровьем никого не пришлось. И врачи не скрывают удовлетворения, что люди в основном научились справляться с жарой сами, следуя в общем-то простым советам: носить одежду из светлых натуральных тканей, не забывать головной убор, отказаться от употребления алкоголя, а сладким напиткам предпочесть обычную воду. И если нельзя отказаться полностью от пребывания на улице, найти время для отдыха в прохладном помещении или тенистом сквере.  

Тем не менее бригаде нашего корреспондента пришлось в знойный августовский день изрядно попотеть. 

В быстрый путь

Превышение скорости, проезд на красный свет светофора,  движение по встречной полосе... Так рисковать ради спасения жизни других людей их вынуждает профессия. В качестве же “страховки” выступает лишь маячок синего цвета на крыше авто.

— 956-я, на выезд, — не успела освоиться в небольшой комнатке, где ожидают вызова медики, как по громкой связи объявили номер бригады, к которой меня “прикрепили”. По пути старшая 956-й бригады “скорой” Марина Бохан забирает в диспетчерской распечатку. Это карта вызова, в которой указаны адрес, данные пациента и причина вызова. Часто в последней графе значится “не встает с постели”, “потеря сознания”, “давление”. Конкретно разбираться в ситуации медикам приходится уже на месте.

Наша “Газель”, стоящая в уютном дворике станции, уже готова к старту. “Линейки” (так называют фельдшерские бригады, которые обслуживают большинство вызовов на линии) в основном передвигаются на автомобилях этой марки, хотя сейчас парк может похвастаться и “новичками”. Бригады интенсивной терапии и реанимации, конечно, работают на автомобилях получше.

— На улицу Куйбышева, — говорит Марина водителю.

Игра в рулетку

Находим нужный двор — на дорогу ушло 11 минут. Успели! По правилам на экстренный вызов медики обязаны прибыть не позднее чем за 19 минут, на срочный — не позднее 30, на неотложный — не позднее часа пятнадцати минут. Здесь учитывается время, необходимое на дорогу и передачу бригаде информации о вызове.  Для обычного человека названия вызовов — слова-синонимы. Для врачей “скорой” — строгая градация.

К экстренным вызовам причисляют, например, сообщения о падении с высоты, авариях с пострадавшими, пожарах, чрезвычайных ситуациях, потерях сознания. Срочные — это аритмия, сердечные приступы, травмы, кровотечения. Неотложными считаются, в частности, жалобы на давление, высокую температуру, боли в животе.

В Минске девять подстанций скорой медицинской помощи, расположенных с таким расчетом, чтобы даже  до самой дальней точки города можно было доехать за пятнадцать минут.

...На часах начало десятого, а 956-я бригада уже побывала на нескольких вызовах. На этот раз, или, точнее, час, помощь потребовалась тридцатичетырехлетней женщине.

— Сколько дней употребляете алкоголь? — корректно задает вопрос старшая бригады, войдя в наполненную острым запахом спиртного комнату. Пациентка поначалу клянется, что вообще не пьет, а на этот раз бес попутал:  из отпуска вернулась и  с подругой встретилась.

— Два дня, — послышался ответ минутой позже.

Далее идет стандартное медицинское интервью: что болит, где, как давно, какие препараты принимает, на что аллергия имеется и др.

— У вас проблемы с сердцем, — говорит Марина Бохан. — С таким сердцем пить и курить — как играть в рулетку! Сейчас обезболивающее дадим, а на завтра врача на дом вызовем. Обследоваться обязательно надо.
Ольга Есепкина, медсестра бригады, берет укладку (чемодан с необходимым набором лекарственных средств, перевязочным материалом, жгутами, шприцами и пр.) и начинает спасать пациентку.

На прощание женщина просит врача написать хоть какую-нибудь бумагу для начальства — ведь она третий день не вышла на работу. Однако “дружеские встречи” не оправдание для  прогула, да и “скорая” справок не выдает.

Это далеко не единственный случай, когда в “скорую” обращаются люди с алкогольным опьянением, а  ведь в это время где-то человек действительно нуждается в срочной помощи. Но врачи не знают, как отсеять “пьяные” вызовы, ведь каждые сутки в среднем поступает 1500—1600 вызовов.

Внеплановый сеанс психотерапии

Старшая бригады отзванивается в диспетчерскую — освободились. Однако отдыхать некогда — новый вызов. Едем на улицу Богдановича. Спецсигналы, или, как говорят в народе, “мигалки”, включаются только по решению старшего выездной бригады, а не водителя, как думают многие. В нашей ситуации такой  необходимости не было. В случае же применения “мигалок” делается отметка в путевом листе и карте вызова. И это не просто формальность: при ДТП такие записи требуются в первую очередь.

Кстати, одна из идей, которая ждет своей реализации на белорусских дорогах, — установить на автомобили службы 103 RFID-метки: заранее, при подъезде машины к перекрестку, система считает сигнал и светофор включит зеленый для направления, по которому следует “скорая”.

— Этот адрес мне знаком, — просматривая свои записи, говорит Марина Бохан, — выезжали туда не раз.

Квартира нового пациента напоминала аптеку: лекарства лежали повсюду .

— Я давление меряю каждые пятнадцать минут. Приняла уже кучу таблеток, ничего не помогает, — говорит женщина лет шестидесяти.

— Так нельзя же все препараты пить одновременно! — удивляется “изобретательности” пациентки врач.

Пока женщине делают укол, она успевает рассказать почти всю биографию. Давление сбили.  Пациентку все-таки удается убедить поехать в больницу, хотя  она и очень упиралась, ссылаясь на кучу дел.

Признаться, сложилось ощущение, что часто бригаду “скорой” вызывают попросту для незапланированного сеанса психотерапии.

Выход есть

Следующей пациентке 92 года. Температура тридцать девять, сбить ее удалось, однако этого недостаточно. Принято решение везти в больницу для дальнейшего обследования. Но как спустить с пятого этажа практически неходячего человека? Пациентка уже два года не была на улице, так как не в силах совладать с лестницами, а что сейчас говорить.

— Пройдите по соседям, пара мужских рук не помешала бы, — говорит Ольга Есепкина.

Через пять минут в квартиру вошли три сильных парня, и проблема с транспортировкой была решена.

На этом “мое дежурство” окончено, а вот 956-й бригаде думать об отдыхе рано — впереди еще вся ночь. И приезд “скорой” — это для многих вопрос жизни и смерти.

Осторожно: солнце

Жара, которая пришла к нам на этой неделе, как говорят сотрудники скорой медицнской помощи, работы им пока не сильно прибавила. Вызовы на солнечные и тепловые удары можно пересчитать по пальцам. Однако напомнить элементарные правила самосохранения в жару все же стоит. “Чтобы предупредить тепловой удар, избегать длительного воздействия прямых солнечных лучей на непокрытую голову или тело, нельзя засыпать на солнце. Не стоит совершать в жаркое время дня продолжительных прогулок, надо употреблять больше жидкости. Необходимо создать нормальные условия труда и быта (приемлемая температура, влажность и вентиляция в помещениях). Одежда должна быть выбрана по сезону, легкая и не стесняющая движений”, — советует Владимир Рогачевский, старший врач реанимационной бригады.
Если же вы все-таки получили тепловой или солнечный удар, то действовать следует немедленно. “В тех случаях, когда пострадавший в сознании, при легкой степени тяжести состояния, можно оказать помощь самостоятельно. Для этого необходимо перенести пострадавшего в прохладное место, снять, если имеется, плотную, облегающую одежду и применить физическое охлаждение организма. Это опрыскивание  холодной водой, обертывание смоченной холодной водой простыней, протирание кусочками льда, обмахивание и др. При более тяжелом состоянии пострадавшего необходимо срочно вызывать бригаду скорой медицинской помощи”, — объясняет Владимир Рогачевский.

 Кстати
Как сообщил главный врач городской станции скорой медицинской помощи Александр Жинко, обращений, несмотря на погоду, с солнечными ожогами и тепловыми ударами мало.

4 июля была зафиксирована заявка о солнечном ожоге, 28 и 30 июля  поступило по одному обращению с тепловым ударом. Последнее сообщение о тепловом ударе пришлось на 7 июля. Пациент от госпитализации отказался.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter