Экономический суд Брестской области утвердил план санации ОАО «Брестское пиво». Таким образом, предприятие, подавшее летом заявление о признании его банкротом, получило возможность реабилитироваться. Антикризисное руководство рассчитывает на успех и возможность в перспективе подняться с колен. Кредиторы, а их порядка сотни, в большинстве своем тоже не заинтересованы в ликвидации этой компании, ожидая от «Брестского пива» выплаты долгов. Впрочем, вряд ли фирма сможет рассчитаться с ними в ближайшее время, ведь общая задолженность составляет более 77 миллиардов рублей и 479 тысяч долларов.
Кризис здесь начался в 2012 году. О том, как успешное акционерное общество с брэндами, известными на всю страну, дошло до банкротства, уже после судебного заседания рассказал антикризисный управляющий Сергей Тельпук:
— Сейчас на пивном рынке Беларуси основные игроки — транснациональные корпорации. Например, «Оливария» — это «Карлсберг», «Лидское пиво» — финский концерн. Сильна у нас в стране марка «Хайнекен». Наша доля на рынке — около 2,5 процента. У госпредприятий нет таких финансовых ресурсов, как у международных организаций, поэтому с ними сложно конкурировать. Были и проблемы с маркетингом. В итоге получилось, что с 2012 года работа пошла в убыток, а 2013–й и вовсе стал провальным.
Дальше — больше. Еще летом в интервью СМИ директор акционерного общества Олег Кисель рассказывал, что объемы производства и реализации пива упали, продукция была убыточной. За этим последовал арест банковских счетов. Предприятие своевременно не рассчитывалось по налогам, не погашало задолженность перед кредиторами. Пошли исковые заявления в суд по возврату долгов и пени. Вовремя выплачивать зарплату компания тоже не могла: банки прекратили кредитование, не хватало «оборотки».
И это при том, что на заводе в течение нескольких лет проводилась масштабная модернизация. Здесь появились новая варница, цехи, немецкая линия по розливу пенного напитка в пэт–тару. Соответственно, увеличились производственные мощности предприятия. Вот только все эти плюсы в итоге ушли в минус.
На судебном заседании Сергей Тельпук говорил, что предприятие разработало план санации, который дважды рассматривался на собрании кредиторов. Топить «Брестское пиво» они не хотят, но и с планом не соглашаются. Требуют, чтобы фирма в первую очередь в процессе работы возвращала им деньги. Однако в течение 18 месяцев, определенных законом для улучшения финансового положения компании, управляющий не видит возможности погасить всю задолженность. И здесь в первую очередь пострадают основные кредиторы: Приорбанк и Белинвестбанк. Ведь они стоят в четвертой очереди погашения долга. А брестскому предприятию по производству пенного напитка только по третьей очереди перед бюджетом нужно погасить 26 миллиардов рублей. В итоге антикризисный управляющий попросил суд утвердить план санации без кредиторов, что и было сделано. Судья Олег Казаков, выносивший вердикт, комментирует:
— С долгами они действительно не в состоянии рассчитаться. В сроки санации предприятие должно принять меры, чтобы показатели позволяли не считать его неплатежеспособным. Пока «Брестское пиво» не готово погашать задолженность, но план санации потом можно изменить и дополнить, так что, быть может, в дальнейшем ситуация будет меняться.
Сергей Тельпук рассказал, как именно руководство «Брестского пива» планирует ее менять. В частности, наладить маркетинг, увеличить объемы производства, привлечь инвесторов. Предприятие уже сотрудничает с компанией «Оболонь», в планах наладить партнерские отношения с «Оливарией». Таким образом, за полтора года фирма собирается выйти если не в ноль, то, по крайней мере, на небольшие убытки. И это, возможно, для «Брестского пива» последний шанс, поскольку процедура банкротства предусматривает и другой вариант — ликвидацию предприятия. В этом случае имущество компании продается, и долг погашается за счет вырученных средств.
Справка «СБ»
История ОАО «Брестское пиво» начинается с построенного в 1970 году в Бресте пивоваренно–винодельческого комбината. Пиво здесь впервые сварили в марте 1971 года. Это было традиционное для того времени «Жигулевское», которое разливалось в бутылку 0,5 литра. С 1986 года предприятие получило новое официальное название — Брестский комбинат безалкогольных напитков, а в 1996 году перешло в подчинение областному объединению «Брестплодовощпром».
С этого же года по 2009-й предприятие проводит несколько этапов реконструкции. Сегодня оно входит в пятерку крупнейших пивоваренных предприятий Беларуси. Имеет винодельческое, безалкогольное, солодовенное производства. Средняя зарплата составляет 5,5 миллиона рублей, а численность сотрудников — 310 человек.
alexbresta@gmail.com
Советская Белоруссия №226 (24607). Четверг, 27 ноября 2014.