Бренное и вечное

Гомель в этом году по праву заслужил звание культурной столицы страны - открытие для публики дворца Румянцевых и Паскевичей чего стоит.
Гомель в этом году по праву заслужил звание культурной столицы страны - открытие для публики дворца Румянцевых и Паскевичей чего стоит. Поэтому именно на него пал выбор совета директоров музеев Беларуси, которые в последние дни августа съехались в этот город на свое очередное заседание.

Совет директоров музеев - это не просто клуб по интересам. В жизни музеев сегодня - не лучший период. Если главные хранилища старины еще кое-как находят средства для существования и развития, то более мелкие влачат жалкое существование. Увы, так есть, и замалчивать этот факт невозможно. Поэтому, следуя вечной истине, что вместе - мы сила, директора белорусских музеев с недавнего времени решили сообща находить выход из сложных ситуаций. В предпоследний раз они собирались в Полоцке. И вот сейчас - Гомель.

Центр Гомеля напоминает стройплощадку: вот реставрируются здания в стиле модерн по улице Советской, продолжается восстановление дворца, на бывшей улице Первомайской устанавливают памятник последней владелице города из княжеского рода Паскевичей - Ирине. Еще не все гомельчане привыкли к нововведениям вроде увековечивания памяти "эксплуататоров", как называли еще совсем недавно отпрысков древних фамилий, поэтому власти стараются никого не обидеть. Ветераны стали беспокоиться по поводу переименования улицы Первомайской в Ирининскую: было решено одной половине улицы оставить прежнее наименование, а другой вернуть дореволюционное название. Вот так, осторожно, потихоньку, формируется уважение к прошлому - седому и недавнему.

Есть чему позавидовать. И директора как столичных, так и региональных музеев единодушно отметили особо трепетное отношение гомельских властей не только к музеям, но и к культуре вообще.

К примеру, сравнительно недавно в городе появилась галерея Гавриила Ващенко - случай беспрецедентный, когда при жизни художника открывается его музей (разве что в Минске недавно была открыта галерея Щемелева, а больше примеров не вспоминается). Пустующий детский сад стал не офисным зданием, не складом, а храмом муз, да каким - минчане позавидуют! К тому же, кроме Ващенко, в его галерее экспонируются картины и других художников - фактически это музей современного искусства.

Меценатство пока в Беларуси развито слабо. Его практически нет. Поэтому патронатом культурных объектов приходится заниматься местной власти. А власть гомельская просвещенная. Сам глава области Александр Якобсон курирует вопросы культуры, понимая: все в мире бренно, а тот же дворец или памятник, или галерея будут не годы, десятилетия - века служить доброму, вечному, облагораживать души.

- Насущную "борьбу за колбасу" люди забудут: поел - и из головы долой. А культура останется, - делится своими мыслями председатель Гомельского областного совета депутатов Валерий Селицкий. - Культура даже в войну жила. Поэтому у нас существует негласная договоренность: каждый год делать для людей что-нибудь красивое. Вот сейчас, ко Дню города, ставим памятник Ирине Паскевич. Может, и непривычно: княжна, а ей - памятник, но это достойный человек. Она занималась благотворительностью: на свои средства построила госпиталь, глазную лечебницу, учредила 20 стипендий для талантливых малообеспеченных детей. И памятник ей - это памятник женщине в принципе. Памятник княжне Ирине (кстати, урожденной Воронцовой-Дашковой) стоит подле здания загса, что является залогом основания новой хорошей традиции - молодоженам понравится.

Председатель облсовета, кроме всего, книголюб, и он первым подал пример горожанам, передав в дар областной библиотеке сразу 300 книг из своего частного собрания. Областная библиотека среди аналогичных учреждений - лучшая в Беларуси. И не только своей идеальной чистотой, аккуратностью и отличным зданием. Здесь созданы залы искусства, отдел редкой книги. Валерий Селицкий рассказывает, что совсем несложно было приобщить гомельчан к участию в улучшении своего дома знаний. Предлагалось всего-навсего принести из дому книги, на которых ставился штамп "В дар от такого-то", но желающих увековечить свое имя в истории было немало. Пример, подтверждающий: главное - индивидуальный подход.

Но это - успехи, а ведь, кроме них, есть и больные темы. Как вернуть из российского Урюпинска 3,5 тысячи "пропавших" там после эвакуации в 1941 году предметов из усадьбы Паскевичей? Можно ли возвратить оказавшиеся после войны в Киеве белорусские документы радзивилловских времен, только совсем недавно обнаруженные и, как ни странно, за полстолетия даже не разобранные? Как спасти музеи предприятий, того же "Гомсельмаша", где собрана уникальная техника, которую если сейчас утратим - потом уже не найдем и не купим даже за сумасшедшие деньги?..

У музейщиков из других регионов страны свои заботы. Как добиться понимания местных властей, достичь подобия той, не побоюсь этого слова, идиллии, которая наблюдается в Гомеле? Где отыскать средства на закупку новых экспонатов, не говоря уже о зарплате музейных сотрудников? Все эти вопросы актуально звучат и для соседствующего с Гомелем города-спутника Ветки.

Благодаря местному энтузиасту Федору Шклярову в бывшем центре старообрядчества еще во времена БССР появился уникальный музей, аналогов которому нет в мире. Даже Россия не имеет собрания раскольнической старины, сравнимого с нашим. Бежавшие после церковного раскола середины XVII века на земли пана Халецкого российские сторонники старой православной веры нашли здесь покой и впоследствии с благодарностью к приютившей земле приговаривали: "На Ветке жить добро - мирно и вольно". В 30-е годы Ветку подкосили репрессии, а похоронил ее Чернобыль: еще остававшиеся здесь потомки староверов растеклись по Беларуси, а в их бывшей "столице" осталось только 3 процента прежних хозяев.

В свое время, когда о Ветке мы еще мало знали, сюда приезжали из Москвы и Ленинграда - и увозили к себе настоящие сокровища. "Наши" спохватились позже - тогда и идею создания музея поддержали. Ныне другая ситуация: приносят наследники, скажем, бабушкину икону в музей, мол, купите, а денег нет... И уходит святыня в другие руки, нередко - за границу.

Своими силами ветковские энтузиасты собрали по крупицам предметы здешней старины, и не только старообрядческой: здесь и черепки, найденные вдоль берегов Сожа и Бесяди у старых городищ и курганов, и впечатляющая этнографическая коллекция. Вот только на первом этаже здания музея постоянно повышенный уровень влажности - 90 процентов, отчего экспонаты портятся. В советские времена в подвале дома был соляной склад - вот стены воду до сих пор "всасывают" и "набухают". После капремонта музей открылся всего год назад, без помощи из Минска многого не сделали бы, но местные энтузиасты вновь смиренно ждут поддержки.

Пока же в Ветку ездят больше какие-нибудь итальянцы. Чернобыльская зона привлекает отчаянных странников. Можно представить, как восхищаются заезжие путешественники бесподобными образами святых, выписанных ветковскими мастерами, или тканями неглюбских ткачих, если даже наш "песняр" Леонид Борткевич, по рассказам местных музейщиков, будучи в Ветке, однажды признался: "Я в Лувре был, а ничего подобного не видел!" И неудивительно: все предметы оригинальные, ни одного муляжа (в минских музеях о таком мечтают), и экспонаты не просто развешены по стенам, а помещены в восстановленные интерьеры, будь то мастерская иконописца или златокузница по изготовлению окладов.

У ветковского музея есть даже свой филиал в Гомеле: случай единственный, когда не областной центр создает свое отделение в районе, а наоборот. Кстати, по дороге из Гомеля в Ветку приключилось заглянуть в еще одно интересное местечко - деревню Хальч. Знаменитый здешний дворец начала XIX века, построенный в стиле классицизма, побывав в годы войны усадьбой немецкого бауэра, а в советское время детской колонией, ждет реставрации. А пока здесь склад коллекций, перевезенных из гомельской усадьбы Паскевичей.

Между тем позволю себе еще пару слов сказать о Гомеле. 29 августа там открылась первая персональная выставка Владимира Прокопцова, директора Национального художественного музея - по случаю 50-летия художника. Минск увидит работы Владимира Ивановича позже. Художник и директор в одном лице сознательно повез свою выставку прежде на "малую родину" - как дань уважения взрастившей его земле. Нельзя отрываться от своих корней. Может, от того, что гомельчане упорно держатся своих традиций, у них все и получается, несмотря на выпавшие на их долю бедствия вроде Чернобыля или неурожая, как в этом году. Верю, что качество это не растеряется со временем, а только прирастет в цене.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter