Брэнды новой волны

Экономический кризис активизировал диалог бизнеса и власти В условиях экономического кризиса, когда каждое рабочее место на счету, государство не только приветствует развитие малого бизнеса, но и предлагает дополнительные стимулы.

Экономический кризис активизировал диалог бизнеса и власти

В условиях экономического кризиса, когда каждое рабочее место на счету, государство не только приветствует развитие малого бизнеса, но и предлагает дополнительные стимулы.

Лет десять назад на частном предприятии «Куво» в Могилеве было лишь около 40 работников, сейчас – 150. За это время предприятие превратилось в основного поставщика стекол для белорусской пассажирской автотехники. Хорошо знакома продукция могилевчан в России и других странах СНГ. По словам директора Владимира Кульбенкова, в планах – выход на рынок Евросоюза.
Значительно выросла за минувшее десятилетие и обувная компания из Витебска – «Марко». «Раньше в год выпускали 300 тысяч пар обуви, – вспоминает гендиректор Николай Мартынов, – а теперь, когда у нас уже три предприятия, – 3 миллиона». Если бы упростили систему налогообложения, снизили налоговую нагрузку, то, как считает руководитель, можно было бы больше времени тратить не на бумажную работу, а на модернизацию производства.
Необходимо, предлагает гендиректор компании «Милавица» Дмитрий Дичковский, предусмотреть больше расходов на рекламу и продвижение товаров, увеличить допустимые сроки возврата экспортной валютной выручки. Брэнд этого белорусского производителя корсетных изделий давно перерос масштабы Беларуси. Экономический кризис, считает гендиректор,  – это возможность потеснить с рынков СНГ конкурентов из Западной Европы, Китая, Турции. В дальнейшем «Милавица» собирается активно продвигать свою продукцию и на рынки ЕС.
У селедочки «Матиас» тоже предпринимательские корни. «Предприятие появилось на волне первого предпринимательского  энтузиазма. Поначалу были готовы заниматься абсолютно всем, – рассказывает гендиректор СП «СантаИмпэксБрест» Александр Мошенский. – Но потом сконцентрировались на производстве продуктов питания. Вначале занимались рыбой, потом появилось мороженое, затем в холдинг вошел и молочный «Савушкин продукт».
– Многие предприниматели, заработав первоначальный капитал в торговле, вложили его в производство, – замечает общую тенденцию Александр Мошенский. – Если десять лет назад сферу предпринимательства в Беларуси, образно говоря, можно было сравнивать с Диким Западом, то теперь бизнес стал цивилизованным и эффективным. Нынче в предпринимательство приходят люди со специальным образованием, которые изучили опыт своих предшественников, поэтому заранее знают, как избежать ошибок, которые допускали предприниматели первой волны.
Хотя в активе предприятия уже есть несколько общенациональных брэндов, без поддержки государства ему все-таки по-прежнему не обойтись. Комиссия из Евросоюза, приводит пример Александр Мошенский, провела инспекцию «молочного» сегмента компании, но заключения пока так и не дала. Таможенные вопросы, условия вступления в ВТО – эта работа должна вестись уже на уровне не субъектов хозяйствования, а министерств и правительств.
Отношение к предпринимателям за последние десять лет в Беларуси существенно изменилось, считает Георгий Бадей, председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Макса Кунявского. Если раньше присутствовал некий негативный оттенок, то теперь они неотъемлемая часть национальной экономики. Шаги государства по либерализации этому способствуют. Но, по мнению руководителя союза, «нужно от маленьких шажков переходить к более уверенным действиям».
В Беларуси насчитывается более 70 тысяч малых предприятий и свыше 210 тысяч индивидуальных предпринимателей. Значительный прирост наблюдается с начала нынешнего года, когда, по сути, регистрация новых субъектов хозяйствования начала производиться за один день по заявительному принципу.
Однако у малого бизнеса, признают в белорусском правительстве, еще есть потенциал для роста. Ведь по данным статистики, на малые предприятия по-прежнему приходится менее 9 процентов ВВП и 12–13 процентов списочной численности работников. Их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал также пока незначительна – около 11 процентов, а удельный вес произведенной ими продукции (работ, услуг) промышленного характера – чуть более 8 процентов от общего объема по стране.
Пока, как отметил заместитель главы Администрации Президента Леонид Анфимов, «сложившаяся территориально-отраслевая структура малого бизнеса не вполне отвечает современным приоритетам развития страны». Более 40 процентов малых предприятий и до 80 процентов индивидуальных предпринимателей заняты в сфере оптовой и розничной торговли. «Мы не возражаем против насыщения рынка товарами, – пояснил он позицию государства. – Но мы заинтересованы в развитии своего производства».
В предпринимательство все активнее идет молодежь. «Молодые люди наиболее восприимчивы к переменам, они готовы рисковать», – объясняет эту тенденцию председатель комиссии по молодежной политике Минского горсовета Юрий Чечукевич. В столице уже появился первый в Беларуси молодежный бизнес-инкубатор, где могут разместиться около двадцати молодежных предприятий. «Азбука предпринимательства» и многие другие общественные организации в Беларуси в последние годы также активно стимулируют приток молодежи в бизнес. А раз так, значит, у белорусского предпринимательства есть будущее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter