Как один из сотни богатейших людей Италии вложил свои миллионы в сельхозпредприятие Беларуси

Брависсимо, фарм

Как педантичный итальянский менталитет наехал на залесское разгильдяйство
Семь лет назад Габриэле Биссоло, один из сотни богатейших людей Италии, стал первым иностранцем, который вложил свои миллионы в сельхозпредприятие Беларуси. Решиться на покупку убыточного сельхозкооператива «Быстрица» рискованно. Говорят, чем человек богаче, тем тщательнее он считает каждый цент. Прагматизм и расчет перевесили риски. Сегодня инвестор не только погасил убытки, но и вышел на первую прибыль. Судя по всему, итальянцы заступили на белорусскую землю всерьез и надолго.


Заместитель директора и владельца компании «Биссоло Габриэле Фарм» Андреа ТОСИНИ в теплице по выращиванию рассады.

ФИРМА «Биссоло Габриэле фарм» — это группа компаний, которая в Италии выращивает фрукты и с десяток видов различных салатов, в Чехии — яблоки. Львиную долю продукции уже более 20 лет экспортирует в Россию и страны СНГ. Экономика диктует свои законы, один из которых — производство надо подтягивать ближе к потребителю. У Беларуси с Россией общий рынок, не нужна растаможка. А Залесье Кобринского района расположено недалеко от основных трасс  М1 и М10. С точки зрения логистики — идеально.

Первый визит в Залесье произвел на  итальянцев удручающее впечатление: полуразрушенные здания, голодные коровы, старая техника и 7 миллиардов рублей долга в довесок. Это — огромный минус. Но 2,5 тысячи гектаров земли в аренду на 49 лет, достаточно стабильный и оптимальный сбыт, по мнению заинтересованного инвестора, — не менее огромный плюс. На родине итальянским  производителям молока приходится жестко конкурировать за земли с другими производствами.  Земля стоит дорого. Закупочные цены на нее на севере страны находятся в пределах 100 тысяч евро за гектар. 

Сегодня на кобринской «фарм» (в переводе с итальянского — ферма. — Авт.)  работают четверо итальянцев: заместитель директора и владельца фирмы «Биссоло Габриэле фарм», он же специалист по растениеводству Андреа Тосини, главный специалист по животноводству Адольфо Корато, главный механик Никола Бессегато и Алессандро Гаспаретто.  Начинали с того, что закупили корма для скота и привезли свою технику на 2,5 миллиона евро. Значительные площади отвели под морковь и картофель, закупили рассаду капусты, заложили яблоневый сад. Первые сезоны показали, что направление с овощами выбрано верное. Заработали приличные деньги, отправляя урожай в Россию и Казахстан. Это позволило начать погашать колхозные долги и поднять зарплату работникам. 

Но не все так просто. Разные менталитеты все-таки сказались на взаимоотношениях итальянцев с сельчанами. Новые хозяева не признают белых воротничков и конторских столов. Они первые в 5 утра на дойке, в дождь и жару на тракторе, в пыли на посевной. Сразу же посмотрели, кто как трудится. С теми, кто пил или плохо работал, разговор короткий: уволили и выселили из служебного жилья. Потом ушли те, кого не устраивал новый режим работы. Инвестор навел свой порядок по простому принципу: хорошо работаешь — хорошо получаешь. Не хочешь работать, тогда зачем ты здесь? Требуют соблюдать дисциплину и порядок, не дают устраивать длинные перекуры и двухчасовые обеденные «сиесты». 

— У нас на фермах нельзя спать, пить и ходить без дела. Надо трудиться, — говорит мне  Адольфо Корато, работающий на кобринской «фарм» два года. — Мой предыдущий коллега не раз заставал работников и нетрезвыми, и спящими. С такими невозможно работать.

Вопрос был поставлен ребром: работайте и зарабатывайте или найдем других. А жители  Залесья обиделись…

Еще бы. Контроль в хозяйстве по последнему слову техники. Система GPS четко показывает, где находится тракторист, почему движется зигзагом, не сливает ли топливо. В другой опции программы — машинный двор, ферма и другие здания. Везде установлены GPS-маячки, так что в любой момент все видны как на ладони. Увы, хороших работников, как выяснилось, найти трудно, поэтому на два года заключили контракт с вьетнамской компанией. В сезон нанимают еще украинцев, но белорусов в компании большинство — трактористы, доярки и администрация. Вот так итальянский менталитет наехал на залесское разгильдяйство. 

«Сердце» компании — овощи и всевозможная «зеленка» — выращивают по специальной технологии. Она здесь такова, что один человек решает те же задачи, что и шестеро. В прошлом году получили 1233 тонны овощей и около тысячи тонн картофеля, которые отправили в российские сети. В Беларуси только в столице можно найти их пекинку, салат и картофель. Кстати, итальянцев удивляет, что белорусы покупают в магазинах немытую картошку. Они сначала даже не поняли вопроса, когда работники как-то спросили, запаслись ли они несколькими мешками нашего второго хлеба на зиму.  

Сегодня зарплаты в хозяйстве завидные даже по городским меркам. У доярок в среднем 800 рублей, трактористы получают втрое больше, чем на соседних сельхозпредприятиях. Первый заместитель председателя Кобринского райисполкома, начальник райсельхозпрода Сергей Бартош в разговоре подтвердил, что свои обязательства инвестор выполнил. По сути, у местной власти отпала хоть часть головной боли. Итальянцы в отличие от местных аграриев не просят ни топлива, ни удобрений, ни зарплаты. Все проблемы решают сами. На вопрос о недовольных залесских жителях Сергей Иванович ответил: «Из местных работают те, кто… хорошо работает. Поэтому и недовольные есть». 

— А долго ли новые хозяева притирались к нашим порядкам?  — интересуюсь.

— Есть некоторые нюансы. Например, райисполком контролирует порядок на земле. Разница в том, что у нас, если рулоны сложены, они должны быть аккуратно сложены. А у них — просто сложены. У нас и солома должна лежать аккуратно.

— А у них разбросана?

— Просто лежит валом. Или им говоришь, что к празднику «Дажынкі» вдоль трассы надо установить красиво украшенные снопы в виде всяких фигурок. В нашей стране так принято, а итальянец спрашивает: «Зачем, это же стоит денег!»  Конечно, частник считает каждый рубль и смотрит, принес ли он отдачу.  Скажем, когда два-три года назад поняли, что у нас хорошую прибыль дает молоко, тут же сделали крен в сторону животноводства. Часто приезжали в райисполком за советом, консультацией. Им уже и переводчик практически не нужен. Эффективность сельхозпроизводства — ключевой принцип развития бизнеса. Итальянскому агроменеджеру это понятно и без всякого контроля за выполнением  многочисленных программ развития сельхозпроизводства. 

Когда решили серьезно заняться молоком — приехал специалист по животноводству Адольфо Корато. В счет сдачи молока договорились с Кобринским маслосырзаводом на полгода взять деньги на реконструкцию фермы. Переработчик пошел навстречу и не ошибся. Деньги возвращены за три месяца, а дойное стадо разместилось в новом доме. Что интересно: генетический потенциал и производительность белорусских черно-пестрых буренок итальянцев вполне устраивают. Как и качество доильного оборудования нашего «Гомелькомплекта». К старой отремонтированной ферме пристроили новое капитальное здание, перевели скот на круглогодичное стойловое содержание. Корма заготавливают под полную потребность. А вот комбикорм не покупают. На закономерный, как мне казалось, вопрос «почему?» отвечают логичным встречным вопросом: «А вы знаете, что туда положили? Уверены в качестве заявленного состава? А ведь он недешевый». Поэтому на ферме сами готовят корма и разрабатывают рационы для каждой группы животных. Рабочий на компьютеризированном погрузчике развозит корма и следит, все ли буренки подходят «к столу». Если какая-нибудь  жует вяло, летит к Адольфо — что-то не так. И действительно, выясняется, что рецептуру рациона нужно скорректировать. Вот так действует реальная мотивация работника. От надоев зависит зарплата каждого. 

АДОЛЬФО Корато увлеченно где самостоятельно, где с помощью переводчицы рассказывает о технологии, о серьезной работе со стадом, о хорошей подготовке ветеринара-белоруса. Сегодня на ферме из 840  голов КРС — 325 дойных коров, каждая дает по 20—22 килограмма молока в день. Удой — третий по району. 95 процентов — «экстра», поэтому и товарность свыше 93 процентов. Рентабельность — около 20 процентов.

Как удалось так быстро выйти на такое высокое качество молока? Ответ короткий — инструкция. Говоря по нашему, строгое выполнение технологии и добросовестность доярок. «Каждая процедура в доильном зале должна выполняться четко и скрупулезно», — настаивает Адольфо.  На ферме работают две постоянные доярки и третья — сменная. Он доволен их отношением к своим обязанностям, «но к этому шли довольно долго». 

В планах, конечно же, увеличить поголовье дойного стада. А вот изготавливать продукт с высокой добавленной стоимостью — сыры — нет. Итальянец убежден: заниматься сыроварением должен отдельный профессионал. «Сыр — это совершенно другое производство. Наша работа — молоко. Есть специалисты, которые делают сыр правильно», — поясняет он. Кстати, рентабельность продаж в Италии ниже, чем в Беларуси. Закупочная цена килограмма молока — 30—32 евроцента, а в магазинах литр стоит в среднем 1,29 евро. Прощаясь, не могла не спросить:

— Вы в  Беларуси только два года. Что понравилось в нашей стране?

Без переводчика, подбирая слова,  итальянец отвечает:

—  Красивая природа, мало машин и… не страшно жить. 

— ???

— Криминал. В Италии, например, нельзя не закрыть дверь в доме, как это бывает еще нередко в ваших деревнях и поселках. Или на стоянке невозможно оставить ноутбук на капоте машины. В Беларуси — можно спокойно, и это очень нравится. 

— Пробовали белорусские сыры?

— То, что я пробовал, — хорошего качества, даже белорусский пармезан. По вкусу очень похож на итальянский. Отличие одно  — молодой. У нас пармезан зреет три года, в Беларуси — три месяца. Но из Италии сыры не вожу, покупаю белорусские. А в Кобрине попробовал пиццу — прекрасно! Более того, когда еду домой, покупаю вашу сметану. Очень вкусная, а в Италии не знают, что это такое.

— Не мешает ли вести бизнес отсутствие частной собственности на землю? 

— Нет, если ты знаешь законы этой страны и правила, по которым надо здесь жить. Я абсолютно спокойно могу рекомендовать своим итальянским коллегам вести агробизнес в Беларуси. Но прежде надо понимать, как работает экономика и как правильно взаимодействовать с райисполкомом, с местными жителями, потому что, честно говоря, первой проблемой был менталитет.  Но теперь мы работаем вместе очень хорошо. Райисполком — большой помощник во всех проблемах. Наша цель одна — наращивать объемы, продавать с каждым годом все больше и сделать процветающим хозяйство и фирму-инвестора. От этого выиграют все.

НЕВОЛЬНО задумаешься. Конечно, во многом агробизнес не зависит от человека. Дождь и засуху невозможно учесть и проконтролировать на сто процентов. Но как важно грамотно и четко делать то, что от нас зависит: вовремя сеять, удобрять, поливать и убирать. Выгодно продавать и… ловить удачу, как это делают итальянцы в белорусском колхозе. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter