Братья, сестры и их дети

Фильм Бодрова-младшего "Сестры", недавно демонстрировавшийся на одном из российских телеканалов, не только напомнил его же культовых "Братьев", но и замкнул некую логическую цепь, связанную с осмыслением проблемы новых героев и новых тем в кинематографе на постсоветском пространстве.
Фильм Бодрова-младшего "Сестры", недавно демонстрировавшийся на одном из российских телеканалов, не только напомнил его же культовых "Братьев", но и замкнул некую логическую цепь, связанную с осмыслением проблемы новых героев и новых тем в кинематографе на постсоветском пространстве.

Фильмы симпатичные, что и говорить. Не просто боевики с традиционным "пиф-паф", а лирико-драматические повествования с неким народовольческим акцентом: все же за правду страдают мужики да бабы.

В размышлениях по поводу этих нерядовых фильмов как-то забывается, отходит на второй план тот простой факт, что в центре повествования - дети либо молодые люди. Дети перестройки в том или ином смысле.

Иногда возникает чувство, что взрослые дядечки и тетечки, начиная играть в ужастик под названием "перестройка", просто забыли о существовании детей.

Но забыли не только про социально заброшенных детей, про тех, у кого папа и мама вроде и есть, а на самом деле их нет. Забыли и про внешне благополучных, про тех, кто утром заплетает косички, добросовестно чистит зубы и говорит учительнице "Здравствуйте" ровно столько раз, сколько ее встречает. Вот и получилось, что дети перестройки не удосужились даже пинка: их уделом стало социальное безразличие. Было не до них.

Но произошло неизбежное - они стали подрастать. Вырос "брат" режиссера Бодрова. Поехал в столицу. Стал убивать людей. Подрастают "сестры". И тоже готовы убивать. А что тут такого? Ведь убивают все!

Но ребятки не просто убивают, они убивают под музыку. Все больше под "Наутилус Помпилиус" и под песни Цоя. А что, классные песни, не нравится - не слушай. Да нет, песни как раз нравятся, не нравится только то, что, кроме этих талантливых песен, других мелодий нет. Дети перестройки слушают именно ту музыку, которая отвечает их пониманию и мира, и своего места в этом мире. "Война", "кровь", "крик", "морг", "слышит - не слышит", "нет завтрашнего дня", "скажи наркотикам "иногда", "безысходность" и тому подобные понятия и фразеологические обороты не просто повторяются во многих песнях, а составляют суть своеобразной философии детей перестройки. Глупо, конечно, заставлять нынешних отроков и отроковиц водить хороводы и теребить в руках синие платочки. Но достаточно безответственно делать вид, что ничего не происходит, когда в песнях, которые поют или слушают дети, отсутствует будущее.

Общество, простые граждане, закрывающие глаза на своих собственных детей, закрывают глаза на свое же собственное будущее. Все-таки нужно постоянно говорить, что убивать людей - это плохо, не по-человечески. Нужно убеждать, что библейские заветы нисколько не стерлись за время многовекового употребления. Как известно, любые слова - не случайны. Так и с братьями и сестрами. Помнится, Сталин лишь однажды обронил эти слова, обращаясь к советскому народу в первые дни Великой Отечественной войны. Эти слова являются "системообразующими" и в протестантском религиозном обряде. Слова "брат", "сестра" для всех нас обозначают нечто большее, чем кровнородственную связь. Это символ единства на земле. Символ понимания общей судьбы, символ единства цели. Так вот и сегодня по нашей грешной земле идут братья и сестры перестройки. У них достаточно крепкие руки, у них много повидавшие глаза, они плохо верят словам и предпочитают им конкретное дело. На них свой крест, как и на каждом поколении. Главное же - у детей перестройки уже появляются свои дети.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter