Братья по оружию. Военное и военно-техническое сотрудничество является той сферой, где белорусско-российские отношения развиваются наиболее успешно

Преимущества союзнических отношений между Россией и Беларусью в сфере военного строительства представляются вполне очевидными. Наши армии еще недавно были частью одних Вооруженных Сил СССР. У нас общие военные традиции, одинаковое вооружение, общая система подготовки, одна психология, один язык. Для интеграции двух армий почти не нужно предпринимать значительных специальных усилий.

То же относится и к сфере ВПК. Предприятия, выпускающие военную и специальную технику, очень сильно завязаны друг на друга. Без комплектующих из России белорусскому ВПК было бы крайне сложно наладить выпуск продукции, с другой стороны, конечная сборка многих изделий, необходимых ВС РФ, ведется именно на предприятиях Беларуси.
Военно-политическое сотрудничество России и Беларуси осуществляется как в рамках Договора о создании Союзного государства, так и в формате Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Основой такого сотрудничества служат несколько базовых документов:
– Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о военном сотрудничестве;
– Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере;
– Концепция безопасности Союза Беларуси и России (решение Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28 апреля 1999 г.);
– Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России (решение Высшего Совета Союза Беларуси и России от 22 января 1998 г.);
– Военная доктрина Союзного государства (решение Высшего Государственного Совета от 26 декабря 2001 г.).
Основным документом является именно Военная доктрина Союзного государства, которая имеет оборонительный характер и направлена на обеспечение территориальной целостности и суверенитета наших стран, поддержание стратегической стабильности Союзного государства, создание условий для прочного и справедливого мира.
Обе страны входят в объединенную систему ПВО стран СНГ. С 2000 года в соответствии с указом Президента РФ № 1953 поставляются запасные части для техники войск ПВО Беларуси. А в 2006 году Россия поставила Беларуси 4 дивизиона зенитно-ракетной системы С-300ПС, которая была принята на вооружение 115-й зенитно-ракетной бригады (она дислоцирована в районе Бреста) вместо устаревшей ЗРС С-125. Поставки были произведены не по экспортным, а по внутренним российским ценам, которые примерно в 15 раз ниже.
В начале нынешнего года было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации».
Наличие единой системы ПВО значительно повышает возможности обеих стран в этой сфере на западном стратегическом направлении. Хотя военная угроза с этого направления представляется несколько преувеличенной, надо понимать, что чем сильнее у страны армия, тем меньше для нее существует потенциальных внешних угроз.
На территории Беларуси расположен целый ряд объектов российской военной инфраструктуры, имеющих существенное значение для поддержания стратегической безопасности в Европе. В первую очередь речь идет о радиолокационной станции под Барановичами, входящей в систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Она предназначена для раннего обнаружения стартов баллистических ракет, в частности с территории Европы и из акватории Северной Атлантики, она за сутки может сопровождать до 3000 космических объектов. РЛС поставлена на боевое дежурство в 2002 году и отслеживает небо практически над всей Европой. Хотя в последние годы Россия ввела в строй две РЛС СПРН нового типа на своей территории (в Ленинградской области и в Краснодарском крае), станция в Барановичах все равно имеет большое значение для обеспечения безопасности страны.
Еще одним российским военным объектом на территории Беларуси является пункт управления подводными лодками в Вилейке (он носит название 43-й узел связи ВМФ). Станция в Вилейке предназначена для ретрансляции сигналов на сверхдлинных радиоволнах на российские подводные лодки, находящиеся в Центральной и Северной Атлантике. Она введена в строй еще в 1964 году. 6 января 1995 года было подписано российско-белорусское соглашение о передаче объекта в безвозмездное пользование России на 25 лет.
С 1998 года действует программа «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Российской Федерации». В настоящее время в соответствии с ней в России обучаются около 100 офицеров и примерно 400 курсантов ВС Республики Беларусь.
Еще одной формой военного сотрудничества является предоставление Россией своих полигонов для подготовки военнослужащих белорусской ПВО. Это полигоны Ашулук в Астраханской области и Телемба в Бурятии. В небольшой по территории Беларуси, над которой к тому же проходит множество воздушных трасс, возможностей для проведения учебных стрельб ЗРС ПВО просто нет, поэтому пользование российскими полигонами критически важно для белорусских зенитчиков.
Наконец, важнейшей формой сотрудничества вооруженных сил двух стран являются совместные учения. Достаточно вспомнить последние из них, «Запад-2009», в которых было задействовано 6,5 тыс. белорусских и 6 тыс. российских военнослужащих, 228 танков, около 470 боевых бронированных машин, 234 самоходных и буксируемых артиллерийских орудий, минометов и РСЗО, 63 самолета и 40 вертолетов. Предполагается, что такие учения будут проводиться раз в два года.
Важнейшей составляющей российско-белорусских отношений является военно-техническое сотрудничество.
Основу поставок, которые ВПК Беларуси осуществляет для ВС РФ, составляют пилотажные системы, навигационные приборы, средства спутниковой и космической связи, радиостанции, антенные устройства, стационарные и бортовые вычислительные комплексы, системы автоматизации и программного обеспечения, оптико-механическое, сборочное и контрольное оборудование для производства сверхбольших интегральных схем, оборудование для производства прецизионной оптики, изделия химической промышленности, электронной техники и оптики, большегрузные колесные шасси, прицепы и полуприцепы.
В качестве примера можно привести поставки автомобильной техники. МБР «Тополь» и «Тополь-М», составляющие сегодня основу РВСН России, размещаются на шасси «МАЗ-7310» и «МАЗ-7917». А элементы (локаторы, пункты управления, сами ракеты) ЗРС С-300, которыми укомплектованы войска ПВО как России, так и Беларуси, устанавливаются на шасси «МАЗ-543». То есть, оставшись без «МАЗов», мы, по сути, лишились бы и меча (РВСН), и щита (ПВО).
С другой стороны, практически вся боевая техника, состоящая на вооружении ВС Беларуси, изготавливается в России, хотя на белорусских предприятиях создаются собственные модификации ряда российских образцов. Например, созданы новые модификации РСЗО БМ-21 «Град» (она получила название «Белград»), ЗСУ «Шилка» (ЗСУ-23-4М5), истребителей Су-27 и МиГ-29 (Су-27БМ и МиГ-29БМ). На 140-м ремонтном заводе был создан принципиально новый образец бронетехники – разведывательно-диверсионная машина 2Т. Создаются новые АСУ разного уровня, электронные и оптические системы и т.д.
В числе успешно реализованных проектов – интеграция совместно разработанных и произведенных средств радиосвязи в системы автоматизированного управления войсками и оружием производства белорусского ВПК, оснащение ВС Республики Беларусь российскими средствами мобильной радиосвязи нового поколения типа «Акведук».
Кроме того, Москва и Минск разрабатывают и совместные проекты в области экспорта вооружений как в страны – члены ОДКБ, так и за пределы бывшего СССР. Например, российские и белорусские предприятия совместно занимаются модернизацией легких танков ПТ-76, бронетранспортеров БТР-50П, ЗРС С-125. Эта техника уже снята с вооружения ВС наших стран, но пока еще в большом количестве имеется в странах, приобретавших оружие у СССР. Поэтому ее ремонт и модернизация представляются весьма перспективным делом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter