Скульптор Валерий Кондратенко работает над фигурой среднего брата Александра Лизюкова.
Первый вопрос к главному автору — гомельскому скульптору Валерию Кондратенко: «Успеваете? Ведь всего месяц остался…»— Сделать предстоит еще многое, — признает Валерий Андреевич. — Однако в сроки, конечно же, уложимся. Никогда не подводил заказчиков.
Фигура одного из братьев уже практически готова, осталось ее отполировать и покрыть специальным химическим составом.
Вообще, создание монумента — дело небыстрое, хотя техническая часть может занять всего несколько месяцев. Например, работа над этим проектом стартовала в начале апреля. Но это только вершина всех трудов.
Скульптор даже шутит, что в цех приезжает, как в дом отдыха, потому что этому предшествуют месяцы, а то и годы подготовительной работы. Сначала нужно сделать предварительный эскиз, который должен быть согласован с заказчиком, затем создается эскиз основной, потом — объемная рабочая модель из пластилина в масштабе. К примеру, если памятник планируется двухметровый, то она в десятом масштабе будет высотой 20 см. Кроме того, вместе с архитекторами решается, где именно будет стоять памятный знак, иногда приходится перебирать множество вариантов, чтобы выбрать наиболее подходящий.
Затем скульптор вместе с помощником выставляет каркас. Следующий этап — увеличение. Модель нужно «вырастить» до планируемых размеров. Эта часть работы чисто техническая, традиционно на нее приглашаются студенты — будущие скульпторы. Очень хорошая практика для них. Дальше делается гипсовая форма, в которую после заливается воск. Вот это очень важная часть производства, ведь воск задает толщину литья: на его место «встанет» бронза. Таким образом, готовые фигуры будут полыми.
Большие скульптуры отливаются частями, а затем их соединяют сварщики.
Большие скульптуры, как братья Лизюковы, отливаются частями, а после в дело вступают сварщики, которые все соединяют. За этим тщательно следит автор проекта. После нужно отполировать каждый шов, потом — всю скульптуру полностью. Последний штрих — тонировка специальным защитным составом, от которого памятники приобретают привычный для нас бронзовый цвет.
Эскизный проект монумента.
По словам Валерия Кондратенко, когда скульптор задумывает проект, он сидит в мастерской один. Но постепенно будущий монумент «обрастает» людьми, иногда требуется взаимодействие с сотнями — архитекторами, чиновниками, скульпторами-исполнителями, техническими работниками, а иногда и родственниками тех, в честь кого создается памятник, если он именной. Памятник братьям Лизюковым, конечно, особенный: их подвиги уже стали легендой. Старший брат Евгений, партизанский командир, в 1944 году столкнулся со своим отрядом с группой немцев, выходивших из окружения. Этот бой стал для Евгения Ильича последним… Средний — Александр — получил звание Героя еще в 1941-м за проявленное в сражениях мужество. Он был генерал-майором танковой армии, а погиб как простой солдат, потому что сам сел в танк, прорываясь к попавшим в окружение товарищам. Младший брат Петр, командовавший 46-й истребительно-противотанковой бригадой, также спешил на помощь к соседней стрелковой дивизии. Лег за крупнокалиберный пулемет… Звание Героя получил посмертно. Все трое похоронены в братских могилах и вот теперь — в бронзе — объединятся на века на гомельской площади Победы. osokina.sb@mail.ru