Браконьерская «правота»

За 4 года браконьеры 430 раз оказали сопротивление при задержании

…Лес. Темно. Они один на один с вооруженными нарушителями. Незаконно добывшие дикое животное должны ответить по закону. Но вместо этого нарушители спорят, бранятся и, того и гляди, кинутся в драку. Скажете, детективный сюжет? А вот и нет. Это будни работников Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Самые, скажем так, неприглядные и сложные составляющие повседневных реалий. На юридическом языке они именуются неповиновением.

Что же получается? Незаконная добыча лося, дикого кабана или рыбы — уголовно наказуемое деяние. А если иной гражданин, застигнутый, скажем так, «в тот самый момент», решив, что госинспекторы к нему «придираются», начнет препятствовать их работе, его ждет за это еще и административная ответственность. И штрафы порой исчисляются весьма крупными суммами…

Случаи, которые я приведу ниже, произошли в 2010—2011 годах. Но несмотря на то, что уже прошло время, актуальности они не теряют. Сама-то проблема — неповиновение — все равно существует. Да, она усложняет работу госинспекторов. Но главное не это, а то, что в итоге в проигрыше оказывается сам нарушитель.

...Когда работники Лепельской межрайинспекции задержали С. Качана, который охотился на копытных в запрещенные для охоты сроки с незарегистрированным охотничьим ружьем, тот оказал сопротивление. Госинспектор Федор Ковалевский получил ссадину на лице — мелочь, конечно, а все равно неприятно. Но гораздо больше неприятностей выпало самому охотнику. Судом Ушачского района он привлечен к ответственности по ст. 23.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных обязанностей). В качестве наказания — штраф: ни много ни мало три с половиной миллиона рублей. 

Нельзя сказать, что с годами все больше браконьеров противятся законным действиям госинспекторов. В 2008 году по статье 23.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях составили 64 протокола. В 2009-м — уже 136. Далее статистика идет на спад: в 2010 году — 128 протоколов, в 2011-м — 102… Проблема остается, и корень ее — в самом нежелании «природных расхитителей» понять, что они делают нечто глубоко аморальное и для природы вредное.

Скажу больше: есть среди них и такие, которые отстаивая свою, с позволения сказать, браконьерскую «правоту», могут и кулаки в ход пустить, и имущество госинспекторов испортить. Такая агрессия по отношению к должностному лицу именуется физическим сопротивлением. И тех, кто его оказывает, ждет уже не административное взыскание — уголовное наказание.

…Работники Новогрудской межрайинспекции задержали В. Бурблиса за незаконную добычу рыбы запрещенными орудиями лова. Если бы просто задержали, то этот случай наверняка «растворился» бы среди сотен подобных. Но рыболов оказался строптивым: не захотел пройти в автомобиль для объяснения, грубил, ругался… И в придачу несколько раз ударил госинспектора веслом. Впрочем, победителем из схватки с законом все равно не вышел. Против этого человека возбудили сразу два уголовных дела: за незаконную добычу рыбы и за насилие либо угрозу в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности. Суд Дятловского района за каждое из преступлений приговорил В. Бурблиса к выплате штрафа по 100 базовых величин, в сумме 7 миллионов рублей.

Другой нарушитель, Л. Василенок, во время общения с работниками Витебской областной инспекции вел себя еще агрессивнее. Сначала попытался ударить старшего госинспектора топором. А когда досматривали его машину, внезапно завел ее и скрылся, чуть не сбив стоявшего поблизости госинспектора. Против гневливого гражданина возбудили уголовное дело. Суд Сенненского района назначил наказание в виде штрафа почти в два с половиной миллиона рублей. Кстати, максимальная санкция статьи предусматривает до пяти лет лишения свободы…

Невольно задумаешься: а ведь, и правда, труд госинспектора сопряжен с риском. И ни с расхожим выражением «дело благородное», ни с киношной романтикой этот риск не имеет ничего общего. Такова их работа. Издержки профессии. Госинспекторы отчасти и готовы к такому повороту событий: не каждый же отважится признать, что нарушил закон, что его добыча не должна ему принадлежать… Не только драка и словесные оскорбления — бегство с места задержания тоже расценивается как неповиновение. Беглеца в любом случае найдут. Это, как говорится, дело техники. И отвечать за строптивость придется уже в суде.

...Н. и А. Мельниковы, не желая подчиняться работникам Жлобинской межрайинспекции, повредили служебную резиновую лодку. Нарушители скрылись, но, как всегда и бывает в таких случаях, ненадолго. По совокупности совершенных административных правонарушений суд Рогачевского района в отношении А. Мельникова назначил окончательное наказание — 350 тысяч рублей штрафа и 5 суток административного ареста.

…Августовской ночью 49-летний В. Ситник в Смолевичском районе ловил рыбу четырьмя лесковыми сетями. И, как это всегда бывает, неожиданно для себя угодил в сети закона. Работники Государственной инспекции велели ему оставаться на месте, чтобы проверить документы, получить объяснения, а потом уже доставить гражданина в органы внутренних дел. Однако, проигнорировав законные требования, мужчина скрылся. Как потом пояснил, потому, что… испугался. Но эмоциональный порыв — не оправдание, и действия Ситника были квалифицированы как неповиновение законному требованию должностного лица при исполнении им служебных обязанностей. Состоялся суд. Мужчина полностью признал свою вину, что и послужило обстоятельством, смягчающим ответственность. Фемида наказала В. Ситника штрафом в 700 тысяч рублей.

Казалось бы, сумма не запредельная. Но, с учетом того, что этот человек на момент рассмотрения дела не работал, значительная. И этой, и любой другой прорехи в семейном бюджете, связанной с административным штрафом за неповиновение, могло и не быть. Если бы не было самого неповиновения, корень которого — в нежелании отвечать за незаконные поступки. Вдобавок к административному штрафу человека ждет возмещение миллионного вреда и уголовная ответственность за незаконную охоту или добычу рыбы. Потому природоохранное законодательство важно неукоснительно соблюдать, а спор с законом — заведомо проигрышный.

Елена МАЦУЛЕВИЧ, главный специалист отдела кадровой и идеологической работы управления правового обеспечения, кадровой и идеологической работы Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter