Брачные узы и “зебры”-карапузы. Давайте вместе полистаем “семейный фотоальбом” чомг.

Фотоохота — увлекательнейшее занятие и лучшая альтернатива обычной охоте. Правда, любителю прицеливаться объективом порой, как и фотоаппарату, нужна выдержка, причем неимоверная. И конечно, специальные знания и навыки. Всем этим сполна обладает наш постоянный автор Татьяна Романова. Она с удовольствием поделилась с читателями “Роднай прыроды” своими свежими “фототрофеями” — мгновениями из жизни чомг.

Фотоохота — увлекательнейшее занятие и лучшая альтернатива обычной охоте. Правда, любителю прицеливаться объективом порой, как и фотоаппарату, нужна выдержка, причем неимоверная. И конечно, специальные знания и навыки. Всем этим сполна обладает наш постоянный автор Татьяна Романова. Она с удовольствием поделилась с читателями “Роднай прыроды” своими свежими “фототрофеями” — мгновениями из жизни чомг.

Готовясь к орнитологическому сезону 2010 года, еще зимой решила: в этом сезоне активно наблюдаю и снимаю чомг. Исходя из опыта прошлогодних наблюдений, у меня вырисовался список тех моментов из жизни этих птиц, которые хотелось бы сфотографировать. С нетерпением ждала их прилета, читала полезную информацию — набиралась ума-разума.

“Русалка” с фотокамерой

И вот наконец первые чомги появились на водоеме. По несколько раз в неделю я встречаю восходы и закаты в воде, в непосредственной близости от элегантных птиц. С огромной скоростью проносятся мгновения из жизни пернатых — казалось бы, еще совсем недавно они прилетели в наши края, но уже в прошлом период токов и ухаживаний, построены гнезда, позади период спариваний, появляются первые птенцы.
Увы, далеко не каждая кладка приводит к появлению птенцов — помешать этому могут рыбаки, собаки, лисы, пернатые хищники. Малейшего беспокойства достаточно для того, чтобы птицы бросили гнездо с отложенными яйцами. Заново строят его в другом месте, снова откладывают яйца, пытаются вырастить птенцов.

Этика фотоохотника

Снимая птиц в период гнездования, фотоохотник должен быть максимально незаметным как для объекта съемки, так и для посторонних глаз. Собака, заинтересовавшаяся сидящим в тростнике человеком, может растоптать гнездо. А находчивая ворона, обнаружив, под каким углом обращен к тростнику объектив, не преминет воспользоваться подсказкой в надежде обнаружить гнездо с яйцами или только что вылупившимися птенцами — такое яство! Да и просто любопытствующие люди по незнанию могут спугнуть птицу и спровоцировать ее покинуть гнездо.
Поэтому, тщательно укрываясь от всех любопытных и исследующих взоров, вновь и вновь повторяешь себе: ни один, даже самый высокохудожественный снимок птицы не стоит ее гибели, а также гибели яиц или птенцов.
Правильно и этично выстроив стратегию фотоохоты, можно стать счастливым наблюдателем редчайших моментов из жизни пернатых.
Поскольку в нынешнем сезоне в мои планы входило отснять период токов, спаривания и вывода потомства на воду, именно об этих этапах я и расскажу.

Полный ток — будет толк!

Чомги с большой ответственностью подходят к процессу выращивания потомства. Прежде всего им необходимо выбрать идеального партнера. Весной на водоемах можно наблюдать брачные игры этих птиц — предварительно выбрав партнера, птицы начинают проверять, насколько их ритмы схожи, насколько они подходят друг другу. Этот ритуал состоит из четырех этапов, которые во время полного тока протекают один за другим. Однако чаще всего можно наблюдать только второй этап (второй и четвертый этапы идентичны по поведению птиц).

Первый этап
Один из партнеров “распавлинивается”, поворачивается в сторону второго партнера и начинает призывно клокотать. При этом второй партнер может быть довольно далеко, но сразу реагирует на расправленные перья и корону — несется на большой скорости “навстречу судьбе”, ныряет, а приближаясь к ожидающему партнеру, практически выпрыгивает из воды рядом с ним. Ток плавно переходит во второй этап.

Второй этап
Второй этап заключается в поочередном или одновременном исполнении определенных движений: птицы вытягивают шеи то под углом, то вверх, попеременно поворачивают головы вправо-влево, вдруг откидывают шеи назад, захватывают у себя на спине перья, и все повторяется снова.

Третий этап
Если птицы после череды совместно исполненных движений расплываются друг от друга и почти одновременно ныряют, можно быть уверенным —  начинается третий этап тока, наиболее захватывающий. Через мгновение птицы вынырнут на расстоянии друг от друга, и каждая при этом будет держать по пучку водорослей.
Птицы очень быстро плывут навстречу друг другу. В момент сближения буквально выскакивают из воды, ударяясь грудками. Еще на несколько секунд они так и застывают на поверхности воды — стоя, поворачивают головы в разные стороны. Потом постепенно “оседают” на воду, и начинается четвертый этап тока, повторяющий по своим движениям второй этап.

И гнездо, и супружеское ложе

Выбрав себе партнера, птицы активно принимаются за строительство гнезда — полузатопленной кучи растительности. Параллельно со строительством начинается период спаривания.
Самка запрыгивает на супружеское ложе, принимает подзывающую позу.

Чувствуя себя на суше крайне неуверенно, самец не торопится запрыгивать к самке — он еще долго будет присматриваться к тому, что творится вокруг, нет ли малейшей опасности. И только когда будет на сто процентов уверен в безопасности, его корона начнет раскрываться, а сама птица интенсивно “закудахчет”. В момент наибольшего раскрытия короны самец запрыгнет на самку... Само действо длится всего несколько секунд, после чего самец продвигается напролом, по голове любимой, пытаясь поскорее вернуться на воду, где он чувствует себя более свободно и спокойно.

Если самец занят чем-то своим или не осмеливается запрыгнуть к самке, некоторое время спустя она пытается привлечь его внимание тем, что снова поднимается на ноги, а затем опять укладывается.

В полосатых “купальниках”
Примерно месяц спустя начинают появляться малыши. На чомг они еще совсем не похожи — скорее своим оперением напоминают маленьких зебр.
Первое время, когда малыши еще крохотные, слабенькие и их оперение плохо удерживает тепло, детвора гордо восседает на спинах у своих родителей, осматривая окрестности и стараясь не свалиться в воду. В тот момент, когда один из родителей активно ищет еду для отпрысков, вся молодая гвардия располагается на спине у второго родителя. В редкие минуты передышек малыши распределяются по спинам обоих взрослых. Но ведь для этого надо спуститься на воду! Чтобы облегчить малышам восхождение на спину с воды, родители предлагают им в качестве опоры ногу. Сначала птенец ступает на ногу, а потом уже по ней подбирается к спасительной спине.
Казалось бы, на родительских спинах малыши должны сидеть спокойно, боясь лишний раз пошевелиться, но куда там! Порой спина родителя превращается в настоящее поле боя. Малыши уже на этом этапе активно познают мир и меряются силами. Однажды мне довелось наблюдать такие бурные потасовки между двумя птенцами, происходящие на материнской спине, что оба драчуна не раз бултыхались в воду, поднимая фонтаны брызг. Холодный душ ненадолго успокаивал малышей — вернувшись на спину, они затихали, однако уже спустя полчаса снова начинали выяснять отношения.
Оказавшись на воде, птенцы становятся легкой добычей для хищников. Именно поэтому родители стараются удерживать в тесном кольце своих дрейфующих отпрысков. В период, следующий за вылуплением птенцов, родители наряду с мелкими насекомыми регулярно кормят малышей своими собственными перьями. Данный феномен до конца еще не изучен, и орнитологи предлагают несколько обоснований подобному поведению. Первое — с помощью перьев птицы формируют в желудке перьевую подушку, которая не только предохраняет желудок от острых рыбьих костей, но и не пропускает непереваренные кости из желудка в кишечник. Второе — проглоченные малышами перья помогают сформировать необходимый баланс микроэлементов в их организме.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter