В фильмографии Екатерины Васильевой можно найти и белорусские страницы

Божья искра

Зрительская любовь к актрисе Екатерине Васильевой не угасает

Как бы сегодня популярная актриса Екатерина Васильева, недавно отметившая 75-летие, ни дистанцировалась от своих ролей и актерской карьеры (в какой-то момент Екатерина Сергеевна встала на религиозный путь, не такой радикальный, как ее коллега Ольга Гобзева, но все же от своей прежней лицедейской жизни почти отреклась), простые зрители все равно искренне любят ее роли в картинах «Бумбараш», «Чародеи», «Соломенная шляпка», «Обыкновенное чудо», «Визит дамы» и многих других. Об этой «перемене участи» сама Васильева говорит просто: «Была жизнь мирская, стала духовная. У меня все примерно поровну разделилось. Крестилась лишь в 33 года, росла в семье атеистов…» Сейчас народная артистка России лишь изредка снимается и выходит на театральную сцену, тем ценнее каждая встреча с ней.

feminissimo.ru
Васильева подарила зрителям немало запоминающихся образов, вошедших в золотой фонд киноклассики и советского театра. Окончив ВГИК, несколько лет проработала в Театре имени М. Н. Ермоловой, «Современнике», но подлинный расцвет и пиршество ролей с лучшими партнерами того времени случились во МХАТе при Олеге Ефремове. Сразу пришла в кино, начиная с небольших эпизодов. Позже появились и главные роли. В ее образах сочетаются экспрессия и женственность, элегантность и энергия, невероятная эмоциональная заразительность и аристократизм. Внутреннее достоинство, свойственное ее персонажам, заметное разнообразие ролей и жанров выдвинули Васильеву в число первых актрис своего поколения. Почти все ее героини — сильные и волевые натуры со вкусом к авантюризму.

В богатой фильмографии актрисы находим и белорусские страницы. Она снималась в картине белорусского режиссера Виктора Турова «Война под крышами», у Леонида Нечаева на «Беларусьфильме» в любимых детских сказках «Проданный смех» и «Рыжий, честный, влюбленный». Запомнилась и в эпизодической роли монахини в картине «Житие и вознесение Юраса Братчика» по роману Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно». Украсила своим появлением простодушный фантастический музыкальный телефильм 1973 года «Эта веселая планета», одним из режиссеров которого был белорусский кинематографист Юрий Цветков, а также сказку Владимира Бычкова «Осенний подарок фей».

Из всего разнообразия персонажей невозможно вспомнить ни одной женщины слабой, жертвы обстоятельств, мечущейся между собственными внутренними демонами и требованиями общества. Нет, у героинь Васильевой всегда был на все свой ответ. Одна ее миллиардерша Клара из фильма «Визит дамы» чего стоит!

В 1993 году Васильева решила оставить актерство и ушла послушницей в Толгский монастырь. Позже стало известно, что она служит казначеем в московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Духовным наставником Екатерины Сергеевны является отец Владимир Волгин. Священником стал и ее сын Дмитрий, рожденный в браке с известным советским драматургом Михаилом Рощиным.

Напряженным духовным поиском можно объяснить и то, что в творческом багаже Васильевой есть не только гротесковые, сказочные и фарсовые истории. Многим запомнились ее современницы, пытающиеся найти общий язык с собственными детьми в драмах Динары Асановой «Ключ без права передачи» и «Пацаны», подруга главной героини из мелодрамы той же Асановой «Жена ушла», мудрая и терпеливая жена летчика Тимченко Анна из «Экипажа» Александра Митты. Перед сложным моральным выбором находилась ее героиня Тамара Шапошникова из детектива «Преферанс по пятницам». И эти ее персонажи, словно впервые в жизни, сталкивались с неудобными вопросами и философскими дилеммами. Три картины были сделаны с талантливым сценаристом, актером и режиссером Валерием Приемыховым: «Штаны», «Мигранты», «Кто, если не мы?». Были звездные роли в костюмных российских сериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро». В ироническом фильме «Мой нежно любимый детектив» сыграла Ширли Холмс — женскую «версию» Шерлока Холмса. Интересной оказалась ее работа в спектакле польского режиссера Кшиштофа Занусси «Игры женщин».

На театральную сцену после некоторого перерыва она вернулась в звездной роли свояченицы Фамусова Хлестовой в спектакле Олега Меньшикова «Горе от ума». Спектакль в пух и прах разнесла критика, но зритель во время показов висел на люстрах, несмотря на дорогие билеты. Успешной оказалась работа в мелодраме «Приходи на меня посмотреть» по пьесе Надежды Птушкиной, где Васильева сыграла преданную традициям старины и книгам Диккенса Софью Ивановну.

Из работ недавнего времени выделяется роль Анны Ильиничны в драме «Марафон». Васильева сыграла пенсионерку из российской провинции, мечтающую принять участие в марафоне в Америке и выиграть невероятную сумму денег. Неунывающая пенсионерка Квашина в сериале «Участок» тоже не затерялась среди многочисленных персонажей этой комедийной истории. Вообще, видно, как тема человеческого достоинства «маленького человека», его права на счастье стала в ее поздних ролях основным мотивом.

Она из тех актрис, на которых специально пишут сценарии, заказывают пьесы, ставят спектакли. Екатерина Сергеевна неизбежно становится энергетическим центром любой истории и способна вытянуть любой слабый сюжет.

Чувство юмора актрисе по-прежнему не изменяет. Когда-то она сказала: «Журналисты услышали, что я поехала в монастырь помолиться и потрудиться во Славу Божию, и сразу бросились писать — «Екатерина Васильева ушла в монастырь!». С тех пор прошло много лет, но люди до сих пор думают, что я постриглась в монахини, и часто недоумевают, когда видят меня в кино, по телевидению, в театре: «Неужели Васильева оставила монастырь?!» Сейчас актриса говорит о себе: «В первую очередь я — мать священника». Единственный сын Екатерины Васильевой Дмитрий Рощин, как и мама, окончил ВГИК. Но по специальности работал недолго. Стал священником. С уважением ко всем ее духовным поискам всегда относился и первый муж, кинорежиссер Сергей Соловьев, у которого она снялась в картинах «Семейное счастье» (новелла «Предложение»), «Егор Булычов и другие», «Спасатель».

Искренне жаль, что Екатерина Васильева не преподает. Несмотря на то что актерство сегодня она вообще не считает профессией, могла бы многому научить сегодняшних молодых. Прежде всего как, растворяясь в таком количестве театральных и кинообразов, не потерять свою человеческую суть.

НАША СПРАВКА

Екатерина Васильева родилась 15 августа 1945 года в Москве в семье известного поэта-песенника и пародиста Сергея Васильева, который был родом из Кургана из богатой купеческой семьи. По матери Васильева происходит из известного рода педагога Макаренко. В 1962 году поступила во ВГИК, по окончании института устроилась в Театр имени М. Н. Ермоловой, в котором проработала до 1970 года. Тогда же сыграла свои первые главные роли в кино: «Солдат и царица» (1968), «Адам и Хева» (1970). Потом вышли знаменитые картины с участием Васильевой — «Бумбараш» (1971), «Эта веселая планета» (1973), «Соломенная шляпка» (1974), «Обыкновенное чудо» (1978), «Чародеи» (1982). В 1970 году Васильева перешла на работу в «Современник», в 1973-м — во МХАТ. В 1993 году принимает решение оставить сцену и кино и обращается к Богу. В настоящее время служит в московском храме Софии Премудрости Божией казначеем. К выбору ролей относится избирательно.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter