Участники партизанского движения в Западной Белоруссии Кирилл Орловский (лежит), Швайка, Волгин и Василий Корж (слева направо). 1920 год.«Всколыхнуть народные массы»
После подписания унизительного Рижского договора Кремль был решительно нацелен на решение стратегической задачи: возвращение Западной Белоруссии в состав ССРБ (позднее переименованной в БССР) и Западной Украины в состав Украинской ССР. По мнению советского руководства, этого можно было достичь в результате всенародного революционного восстания в восточных воеводствах Польши. Подготовку и проведение настоящего восстания было поручено осуществить Разведывательному управлению Рабоче‑крестьянской Красной армии (РККА).
Станислав Ваупшасов. 1921 год.
Белорусские ученые Владимир Ладысев и Иосиф Хавратович писали: «После Рижского мирного договора 1921 года в Западной Белоруссии вооруженная партизанская борьба активизировалась и приобрела широкий размах… Массовой базой партизанского движения являлись крестьяне, ремесленники, деревенская интеллигенция, часть молодежи, которая не хотела служить в польской армии». Крестьян было больше, чем остальных, вместе взятых.
К концу 1922 года в составе повстанческих отрядов воевало четыре тысячи партизан. Командиры отрядов, которые действовали на Гродненщине, в Беловежской пуще, являлись членами Белорусской партии социалистов‑революционеров. На востоке такую же роль играли коммунисты и те, кто им сочувствовал. С 1924‑го коммунисты руководили партизанским движением уже в масштабе всей Западной Белоруссии.
Дворцы, имения и тюрьмы
Для показа реальных дел партизан остановимся на наиболее значимых действиях отрядов, которыми командовали Орловский и Ваупшасов. Их бойцы отметились в восточной части Полесского и южной Новогрудского и Виленского воеводств Польской республики. Для удобства дальнейшего изложения выстроим два хронологических ряда, в которых будут последовательно указаны дата, место, содержание действия.
После воссоединения члены крестьянской милиции охраняют замок графа Коссаковского близ Больших Берестовиц. 9 октября 1939 года.ОТРЯД ОРЛОВСКОГО:
3 июня 1922 г. Район Беловежской пущи. Уничтожение полицейского участка;
4 июня 1922 г. Грудницкий повет. Сожжение имения Доброе Дерево;
15 июня — 6 августа 1922 г. Гродненский и Илицкий поветы. Разгром трех помещичьих имений, сожжение дворца князя Друцкого‑Любецкого, подрыв двух паровозов на узкоколейной дороге, которая принадлежала французской фирме. Приказал долго жить и железнодорожный мост на линии Вильно — Лида. Объектом уничтожения стала значительная часть дорожного полотна. Уничтожен целый отряд польских уланов;
14 октября 1922 года. Столинский повет. Нападение на имение Струга, после чего — уничтожение немалого числа польских полицейских;
август 1924 года. Станция Ловчи на линии Пинск — Лунинец. Нападение на спецпоезд, перевозивший полесского воеводу Станислава Довнаровича. Поезд с высокопоставленными чиновниками был остановлен ложным сигналом красного флажка, партизаны взорвали пути, окружили состав, отцепили паровоз и обезоружили немногочисленную охрану. Кроме воеводы, в поезде ехали комендант 14-го округа полиции Юзеф Менсович, епископ Лозинский и сенатор Болеслав Вислоух. Убивать никого не стали, лишь забрали деньги, драгоценности и оружие. За этот инцидент Довнарович будет уволен с должности: Варшава его обвинит в трусости.
Газетные сообщения об антипольских настроениях («Советская Белоруссия», 14 сентября 1939 года).
ОТРЯД ВАУПШАСОВА:
ночь с 19 на 20 мая 1923 г. Гмина Чучевичи Лунинецкого повета. Нападение группы из 30 партизан на полицейский участок и управление гмины;
27 августа 1923 г. Местечко Телеханы Коссовского повета. Дерзкий налет: лишены жизни двое полицейских и войт;
29 августа 1923 г. Дрогиченский повет. Группа из десяти партизан совершает налет на имение Молодово;
ночь с 18 на 19 июля 1924 г. Местечко Вишнево в Воложинском повете. Партизанский отряд из 30 бойцов, вооруженный станковым пулеметом, устроил дерзкий и жаркий бой. Главная потеря польской стороны: убийство партизанами поветового коменданта полиции комиссара Влодимежа Лопатинского;
3 августа 1924 г. Столбцы. Объектами разгрома стали гарнизон, железнодорожная станция, староство, поветовое управление полиции, городской полицейский участок. В классику партизанской борьбы прочно вошел захват тамошней тюрьмы. Естественно, все заключенные были освобождены. Завершилось пребывание в неволе руководителя военной организации Коммунистической партии Польши Станислава Скульского и руководителя Коммунистической партии Западной Белоруссии Павла Корчика, для чего и осуществлялась данная операция. При отходе из Столбцов была оставлена засада с четырьмя пулеметами — и погиб почти весь отряд польских уланов.
Партизанский размах
То, чем занимались отряды Орловского и Ваупшасова, было типично для всего партизанского движения. Другие отряды точно так же нападали на административные учреждения, военно‑полицейские подразделения, гарнизоны и объекты, имения эксплуататоров трудового народа, имели в своем активе установление контроля над дорогами, вывод из строя важных для польских властей коммуникаций.В 1922 году имело место 878 партизанских операций, в 1923‑м — 503, с апреля 1924-го до ноября 1925‑го — около 280.По свидетельствам историков, только с апреля по ноябрь 1924 года отряды «активной разведки» провели более 80 крупномасштабных боевых операций.
На территории Виленщины, в лесах Полесья, в Налибокской, Беловежской и Гродненской пущах действовало 5 — 6 тысяч партизан.P.S. Однако ситуация менялась, что послужило толчком изменить взгляды на вооруженную борьбу. Вопрос потенциальной возможности победы партизанского движения Западной Белоруссии в 1920‑х годах по сей день остается предметом предположений и дискуссий, но история сослагательных наклонений не знает. III съезд Компартии Польши, действовавшей в 1918 — 1938 годах, высоко оценил героическую борьбу партизан и трудящихся Западной Белоруссии, но курс на вооруженное восстание признал ошибочным. Ведь без революции во всей Польше такое восстание было бессмысленным. Долгожданное освобождение пришло 17 сентября 1939‑го.