Бойся «слагаемых успеха»…

Очередные  занятия  Общественной  академии  журналистики  БСЖ  прошли  в  Могилеве

Очередные  занятия  Общественной  академии  журналистики  БСЖ  прошли  в  Могилеве

Молодые журналисты одновременно самые счастливые и самые несчастные люди в профессии. Чувствуешь, что можешь перевернуть горы, но пока еще не знаешь как. Хочешь раскопать самую большую сенсацию, но не знаешь, где начать поиск. Жаждешь удивить читателя красивым слогом, но все время сбиваешься на штампы, чужие «изюминки» и заголовки, давно ставшие пословицей. Обидно… Хочется послушать такого же, как сам, — терзающегося сомнениями, пробующего и не боящегося поделиться своими маленькими находками. И большими провалами... Именно такой — доверительный и интерактивный — формат занятия предложили преподаватели Общественной академии журналистики Белорусского союза журналистов студентам Могилевского государственного университета имени А.Кулешова. 

В зале — слушатели факультета славянской филологии, преподаватели и молодые журналисты, специально приехавшие из районных и областных газет Могилевщины. Короткое знакомство. Вступительное слово ректора академии Александра Градюшко — и разговор по существу. В этот раз профсеминар начался с детального разбора публикаций местной прессы. Все ли здесь благополучно? 

Критиковать — удел неблагодарный, но все-таки необходимый. На ошибках, чужих недоработках и проколах можно и нужно учиться. Даже если именно ты автор распекаемой статьи (благо фамилии и названия газет «академики» тактично обошли стороной). Что же не понравилось? Первое — отсутствие как таковых новостей, а также новостных рубрик, блоков и системности в их подаче. Только в одной или двух районках на первой полосе удалось отыскать некое их подобие. Все остальное — сборная солянка, в которой самое интересное запросто может «утонуть» где-нибудь между некрологами. Заголовки времен Никиты Сергеича по-прежнему живут и здравствуют: «Слагаемые успеха», «Излишние расходы», «Оценили по достоинству», «Общежитие высокой эстетики», «Инициатива ветеранов», «Готовность № 1» — грустно, что и говорить… Нужно ли делать ссылку на источник информации, что такое лид, как начать и закончить заметку, что вообще считать новостью, — увы, девять из десяти журналистов-районщиков (судя по материалам) не знают ответов на эти вопросы. 

Верстка прямолинейна и предсказуема, как автомобиль «москвич». Наполняемость большинства газет — по принципу «бумага стерпит все». Самый популярный заголовок и соответственно тип публикаций: «35 лет в профессии». За ним обычно следует фотоклише человека возле экскаватора/ домны/ комбайна/ молотилки/ коровника и т.д. И такой же безобразно-безразличный, бледный текст: «В СПК «Хряпово» Иван Иванович Иванов пришел в 1973-м, после армии. И сразу же попал в полеводческую бригаду. И.И.Иванова на работе характеризуют, как…» Второй по востребованности — «В райисполкоме» со всевозможными «проц.», «прогнозными показателями», «млн.», «на 23 % больше, чем в прошлом» и «обеспечением проведения мероприятий по организации сбора финансовых средств». А как же репортажи? А проблемные статьи? А читабельные интервью? Да, без них проще и беззаботнее верстается газета, но вот растет ли тираж? 

Ректор академии Александр Градюшко на конкретных примерах разобрал наиболее частые ошибки, которые делают в своих материалах молодые журналисты. Итак… Не знаешь значения слова — не пиши, пока не проверишь по словарю (иначе проверят читатели — и будет стыдно). Цифра не имеет аналитической силы до тех пор, пока ее не сравнишь с другой цифрой. Тему нужно уметь не только увидеть, но и раскрыть. Лучше быть хорошим журналистом-агрономом, чем посредственно разбираться и писать о медицине, спорте, экономике и культуре. Заголовок — снаряд, подзаголовок — выстрел. Трава зеленая, корова дает молоко, дважды два четыре и велосипед уже изобретен — многие это знают. Если нечего сказать, молчи. И самое главное! Не спеши говорить себе, что ты профессионал и бог журналистики: это значит, вышел в тираж и пора искать другую профессию. 

Преподаватель факультета журналистики БГУ доцент Александр Акулик обратил внимание студентов и пишущих журналистов на поверхностную разработку проблемных, криминальных и критических материалов. Журналист зачастую довольствуется «слитой фактурой» и не утруждает себя поиском ответов на сложные вопросы. Он лишь рассказчик-статист, который не хочет, не в состоянии либо просто боится делать выводы. Похоже, исследовательская журналистика на страницах районной и областной печати — вид вымирающий.                 

Декан факультета молодых журналистов общественной академии Василий Матвеев поделился своим опытом работы в отделе новостей «Рэспублiкi». И подробно рассказал о подходах центральной газеты к формированию информационной карты дня. Как должен работать репортер-новостник в эпоху новых информационных технологий? Какие возможности открывает перед пишущими журналистами Интернет-версия издания? Что такое спецпроект, акция и как найти для них спонсоров? Мнений, споров и версий было много. Будем надеяться, их результаты мы вскоре увидим на страницах областной и районной печати Могилевщины. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter