Бойкое место под честное слово...

СБЫТ выращенной сельхозпродукции — чья это забота? По логике вещей, в первую очередь голова должна болеть у самого агрария. Зачем выращивать, допустим, картофель тоннами, если его потом не продать? И все же ситуация со сбытом той же овощной продукции не так однозначна. Путь от поля до потребителя бывает с препятствиями. И ситуация, в которую попал Игорь ГРИГОРОВИЧ, хозяин немалого и вполне успешного личного подсобного хозяйства на Столбцовщине, — тому подтверждение…

В проблемах сбыта овощной продукции несколько шагов навстречу друг другу надо пройти арендаторам земли, фермерам и местным органам госуправления. Эту главную тему высветила командировка в Столбцовский район

СБЫТ выращенной сельхозпродукции — чья это забота? По логике вещей, в первую очередь голова должна болеть у самого агрария. Зачем выращивать, допустим, картофель тоннами, если его потом не продать? И все же ситуация со сбытом той же овощной продукции не так однозначна. Путь от поля до потребителя бывает с препятствиями. И ситуация, в которую попал Игорь ГРИГОРОВИЧ, хозяин немалого и вполне успешного личного подсобного хозяйства на Столбцовщине, — тому подтверждение…

Часть I. Рачительный хозяин наобум бизнес не ведет

Игорь Леонидович позвонил на «горячий» телефон «БН» и, не вдаваясь в подробности, попросил газету изучить проблему доступности ранних, и не только, овощей для местного, столбцовского, покупателя. Меня, признаюсь, слегка заинтриговал, пообещав показать помидорное поле, продукция на котором фактически пропадает из-за «сбоя в торговле». Он случился еще в минувшем августе, но последствия продолжают волновать хозяина овощеводческого мини-бизнеса до сих пор.

Но кто такой Игорь Григорович? Может, он из тех горе-фермеров, арендаторов земли, которые сначала строят наполеоновские планы, засевают-засаживают гектары, а потом только плачутся, что овощи пропадают? Дескать, никто не приезжает — не забирает... Еду в Столбцы.

— Да нет, Григорович — крепкий хозяин, наработавший себе авторитет, успешно хозяйствующий на земле, — пояснил при встрече начальник отдела растениеводства Столбцовского райсельхозпрода Борис Борисевич. — Арендует четыре гектара земли. Специализируется на ранней витаминной продукции. Сам овощи выращивает — сам по большей части ими и торгует, на постоянной точке… А если находятся желающие оптом купить у арендатора продукцию, мы у себя в райсельхозпроде непременно сводим потенциальных покупателей с Игорем Леонидовичем. Бывает, из соседних районов звонят, интересуются. Не сказал бы, что со сбытом так уж все плохо у арендатора…

Григорович — едва ли не единственный на весь район аграрий в таком статусе. Борисевич называет его арендатором, а можно говорить — и хозяин крупного ЛПХ. Важный акцент: не просто заезжий перекупщик, «чистый» торговец! Это еще и местный сельхозпроизводитель, которому не все равно, какие овощи будут потреблять его же земляки. По сути, свежая, качественная продукция от Григоровича — уже своеобразный мини-бренд на Столбцовщине. Но почему возник вопрос со сбытом?

— Здесь многое зависит от подходов, позиции самого хозяина, — рассуждает Борис Борисевич. — Те же покупатели из соседних районов, возможно, хотели бы взять подешевле, а Григорович не хочет сбрасывать цену. Не пойти ли навстречу клиентам? Или почему бы арендатору не попытаться предложить свой товар для закладки в столичные стабилизационные фонды? Но каждый частник сам просчитывает собственную стратегию поведения на рынке. Ему виднее ходы — маркетинговые, торговые, которые и принесут наибольшую выгоду…

Вместе с собеседником решаем отвлечься на некоторое время от конкретного овощевода в лице Игоря Григоровича и посмотреть, а насколько вообще увязаны усилия небольших частных сельхозпроизводств с общей стратегией планирования в АПК? Кто должен или не должен отслеживать тенденции, планы, задумки хозяев-единоличников? Райсельхозпрод? Местные Советы депутатов, на подведомственных территориях которых ведется агробизнес? Отражено ли участие тех же фермеров, хозяев крупных ЛПХ в обеспечении продовольственной безопасности, в разрезе конкретного района. Хотя бы в каких-то бумагах, документах?

— Собираем ли мы такие данные по частному сектору? — переспрашивает Борис Борисевич. — К сожалению, хозяйства, владеющие менее чем тридцатью-сорока гектарами земли, практически выпадают из всех сводок и справок. Вот, смотрите, у меня на столе информация, согласно которой те же выращиваемые в районе овощи «распределены» по хозяйствам. Видно, какое крупное сельхозпредприятие чего, сколько и на каких площадях должно выращивать. КФХ, ЛПХ нигде не фигурируют. Сейчас готовим планы уже на будущий сельскохозяйственный год. Наверное, снова эти небольшие хозяйства «выпадут» из сводок…

— Раз обратился Григорович в газету, имел на то веские основания, — продолжает Борис Борисевич. — С помидорами у него и впрямь сложилась ситуация, какой никому не пожелаешь! Трудно хорошему хозяину — а Игорь Леонидович таков и есть — смотреть, как гибнет неплохой урожай. Между прочим, выращенный не на «химии», а без применения всевозможных препаратов. Разве что от фитофторы обрабатывал. Вообще, не много в стране людей, которые в открытом грунте рискуют выращивать помидоры. Хотя покупатель разницу между тепличным томатом и тем, который «с грядки», определит безошибочно. И отдаст предпочтение не тепличной «вате»…

Борисевич утверждает: хотя и не заносит он лично во всевозможные сводки сведения о фермерских бизнесах, проблемы единоличников, то, что их волнует, знает неплохо.

— Недавно звонит мне другой фермер, — рассказывает Борис Борисевич. — Обращает внимание на большие проблемы в этом году со сбытом яблок. Недоволен человек ценой, которую устанавливают заготовители. Недоумевает: откуда такая калькуляция возникает, что кило по смешной цене в 200—300 рублей берут? Это, оговоримся, за опад. Но и товарное яблоко тоже, если судить по цене, не очень-то интересует торговлю. Лучше забить отечественный рынок молдавской, польской аналогичной продукцией? Думаю, что-то тут у нас не совсем увязано. Где-то есть сбои в цепочке «от поля до прилавка».

Замечу: если райсельхозпроды, облсельхозпроды — по бумагам, документам — отслеживают ведение агробизнеса в крупных хозяйствах, то частный сектор все же развивается автономно. Как ни крути, а налицо — определенный разрыв интересов. Фермеры, арендаторы, хозяева ЛПХ хозяйствуют сами по себе, а управленцы-аграрии — регулируют, планируют — тоже на расстоянии, определенном от сферы частного интереса. И всё бы ничего, да вот только речь мы ведем об одном общем деле — обеспечении продовольственной безопасности. И здесь лучше, чтобы процессы в разных отраслевых сегментах все-таки увязывались.

Иначе трудно избежать перепроизводства, проблем со сбытом по отдельным хозяйствам, у конкретных производителей. Напомню, были годы, когда в стране не знали, куда девать капусту. Ее растили все кому не лень. Мегаобъемы витаминной продукции приходилось скармливать скоту. Потом, когда с капустой «притормозили», ценники в магазинах начали зашкаливать. Кому нужна такая несбалансированность? Уж покупателю так точно нет. А ведь все звенья производственно-торговой цепочки призваны работать на обеспечение именно простого гражданина качественными, в данном случае, овощами.

Часть ІІ.

Три рынка или один магазин?

Насколько богат выбор перерабатывающих предприятий в Столбцовском районе, которые могли бы забрать у Игоря Григоровича оптом его продукцию? Есть райпо с его заготовительными функциями, есть ОАО «БелНатурПродукт»… И это — все. Назрела проблема строительства и введения в строй в глубинке небольших, мобильных, преимущественно частных предприятий, причем не работающих по принципу «купи-продай», а реально перерабатывающих сельхозсырье. Это бы существенно облегчило проблему сбыта для аграриев. К слову, единственное на Столбцовщине перерабатывающее овощи предприятие, во-первых, не внесло Григоровича в список своих поставщиков, а, во-вторых, теперь уже сам «БелНатурПродукт» отдан под крыло Городейского сахарного комбината. До «сбытовых» ли проблем мелких аграриев теперь переработчикам на Столбцовщине?

— И у бывших совхозов, колхозов тоже возникают проблемы со сбытом овощей, — замечает начальник отдела растениеводства Столбцовского райсельхозпрода Борис Борисевич. — В прошлом году немало выращенной моркови пришлось отдавать скоту. Требуется высокое качество продукции, а тут рынок не «воспринял» предложение. Почему? Не удается всегда достигать требуемых параметров, потому как порой применяются довольно примитивные технологии выращивания…

— Но ведь, кроме крупнотоварного сектора, те же фермеры, арендатор Григорович выращивают овощи. Не «замаячила» ли в районе проблема перепроизводства этих культур? — интересуюсь в райсельхозпроде.

— Однозначно сказать не могу, но не исключено. Разобщение, отсутствие объединения в одну сферу интересов разных производителей овощей никому не на пользу, — убежден Борис Борисевич.

— И все же не только местные органы управления должны думать, как решить проблемы со сбытом, возникающие у того же Игоря Григоровича, например, — добавляет Илья Шатько, начальник Столбцовского райсельхозпрода. — Важна координация усилий. Неплохо, чтобы обе стороны прислушивались друг к другу. Понять человека, занимающегося агробизнесом, можно, но ведь и у местных властей, переработчиков есть свои приоритеты. Скажем, можно не сойтись в цене поставляемой продукции. Однако никто намеренно не станет чинить препятствия человеку дела, если тот думает не только о своей выгоде, но и старается принести пользу родному городу.

В райсельхозпроде припоминают, что по государственной линии Игорю Григоровичу предоставлялись удобрения. Земля у него нынешняя, выделенная, опять-таки, райисполкомом, находится в богатой на плодородные сельхозугодья части Столбцовщины. Казалось, чего еще нужно фермеру для полного счастья? Но не все так безоблачно. И землю эту арендатор получал не без проблем: пришлось прежде расстаться с теми гектарами, в которые успел немало сил и средств вложить. Кроме того, хватает всяких проволочек, бюрократической волокиты. К примеру, полтора года (!) ушло у Игоря Леонидовича на то, чтобы добиться разрешения на строительство обычного сарая — как раз на арендуемой сейчас земле около деревни Перетоки.

Но Григорович — человек упорный. И овощеводством занимается сознательно, в охотку. Уперто строит на ранней витаминной продукции свой небольшой бизнес. В то время как крупным хозяйствам района выращивать овощи на двух-трех десятках гектаров — лишняя обуза. Те от распределенных им, по сводкам, площадей стараются открещиваться любой ценой. Борисевич показал мне, кстати, еще одну справку. Отправлена была недавно на область. В ней черным по белому сказано: «Столбцовский район выращиванием ранних овощных культур не занимается».

А Григорович что, не воспринимается как серьезный поставщик на отечественный рынок ранних овощей? Если верить всевозможным статистическим данным, справкам, сводкам, то да — хозяйство у деревни Перетоки таковым не считается.

— Планирование, статистика, отчетность — хорошее дело! — так рассуждает уже сам Игорь Леонидович. — Но я хотел бы привлечь внимание к шаговой доступности витаминного продукта. С некоторых пор не могу этого обеспечивать для своих постоянных покупателей…

Дело в том, что в минувшем августе Григоровича огорошили: постоянная торговая точка на бойком месте, в микрорайоне многоэтажек, где наработан стабильный, надежный сбыт, есть постоянная клиентура, больше не может быть местом для торговли овощами.

— Но, насколько мне известно, вы каждый день торгуете на прежнем месте? — пришло время удивиться корреспонденту «БН». — В чем же загвоздка?

— А вы спросите, смогу ли я показать официальный документ, разрешающий мне на легальных условиях вести там торговлю? Не покажу — такого разрешения безуспешно добиваюсь с конца лета, — разводит руками Григорович.

Согласитесь: вести торговлю, находясь фактически на птичьих правах (только по устному разрешению председателя райисполкома), можно. Но не попросят ли тебя в любой момент с «раскрученного» места? Раньше официальное разрешение — именно на работу в этой точке Столбцов — у Игоря Леонидовича имелось. Еще минувшей весной он, начиная очередной сезон, все тщательно спланировал, и основные надежды по сбыту возлагались именно на это место. Но в августе произошел... непредвиденный «сбой в торговле». Хозяин овощного дела потерял в одночасье семь тонн (!) тех самых помидоров. Да и, по сути, томаты, которые «подошли» позже, тоже принесли только убытки аграрию. Конечно, другие статьи доходного бизнеса могут перекрыть помидорные потери, но…

— Хозяев ЛПХ, «арбузников», других торгующих отправили на три местных рынка, — поясняет Григорович. — Я же дошел до председателя райисполкома, который и разрешил (устно) остаться мне на площадке возле хозмага. Не могу понять: в законах, программах поддержки ЛПХ разного уровня продекларировано, что могу рассчитывать на господдержку. Причем именно в виде предоставления торговых площадей. Больше ведь ничего не прошу от местной власти!

Почему Игорь Леонидович так держится за эту конкретную точку, планирует даже ее культурно обустроить — поставить небольшой роллет, чтобы покупателям еще удобнее было? Во-первых, сбыт системе потребкооперации и непосредственно переработчикам обычно осуществляется так, как им удобно, — то есть небольшими партиями. Во-вторых, примерно такая же ситуация со столичными перекупщиками — те блюдут исключительно свой собственный интерес, а сельхозпроизводитель остается, в плане доходности, у разбитого корыта. Выход один: торговать самому, делая упор на обеспечение овощами своего же райцентра.

Едем с Григоровичем по точкам, которые решением райисполкома определены в качестве официально разрешенных мест для торговли. Вижу, что на рынке ему придется «забиваться» в угол так, что покупатели не сразу и найдут. К тому же постоянным покупателям Григоровича шаговая доступность овощей при таком раскладе явно «не светит». Другое место — возле торгового центра «Кирмаш», но там придется разместиться возле или в «шаговой доступности»… от туалета. Ну а привокзальный рынок и так забит торговцами — Игорю Леонидовичу же с его полным овощным ассортиментом просто некуда будет втиснуться.

— Не совсем понятно, зачем убирать отсюда овощи? — высказала свое мнение покупательница Лилия, которую мы встретили на той самой площадке, где Григорович пока торгует... Плохо, если придется ходить на дальний рынок. А тут вышел из дома — все купил в одном месте. Времени экономится прилично! Никому из жильцов многоэтажек торговля овощами не мешает…

Ситуация пока остается в подвешенном состоянии. Есть ли у Игоря Леонидовича шанс официально закрепиться на «своем» торговом пятачке? Спрашиваю об этом Владимира Мисько, председателя Столбцовского райисполкома:

— Есть решение райисполкома, согласно которому в городе определены три рынка, где официально разрешается торговля. Ни на одном из них Григорович не хочет размещаться. Я попросил, чисто по-человечески, владельца хозяйственного магазина дать возможность поторговать на этой площадке. Если же Игорь Леонидович решил пойти на принцип, то ведь мы тоже можем поступить принципиально — отправить его на одну из определенных решением исполкома точек.

— Каким мне видится разрешение ситуации? — рассуждает далее Владимир Мисько. — В будущем, по законодательству, Игорь Григорович имеет право либо отправиться на один из рынков, занять там бесплатно место и работать, либо обратиться с заявлением в райисполком — о выделении земельного участка под строительство магазина. Рассмотрим заявление, предложим на выбор один из имеющихся свободных участков — пожалуйста, пусть берет и обустраивает себе торговый объект!

А откуда, скажите, у него могут быть шансы остаться на этой торговой площадке? Я лично во многом содействовал Григоровичу, помогал с получением земли, давал разрешение на строительство теплицы. А он, получается,  в газету жалуется… Разве кто-то должен за него строить, обустраивать торговый объект? Нет средств на магазин? Но ведь это его проблема! Мы твердо решили определиться с местами, где разрешена торговля. Нельзя же, согласитесь, всем располагаться там, где им захочется или где выгоднее всего. В этом деле нужен не хаос, а порядок!

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

На снимке: Игорь ГРИГОРОВИЧ вырастил в этом году лук поистине богатырского размера!

Фото автора


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter