Боярышником отгоняли ведьм

Ритуально-магические функции боярышника в народной культуре славян обусловлены главным образом его колючестью, что сближает этот кустарник с ежевикой, шиповником, терновником, а также жгучими растениями типа крапивы. Вместе с тем в отличие, например, от базилика, боярышник не является универсальным оберегом и применяется преимущественно в некоторых календарных обрядах и в народной медицине.

Ветки боярышника и его шипы использовали в качестве отгонного средства как в повседневной жизни, так и в календарные периоды, признававшимися наиболее опасными. Считалось, что прогнать дьявола можно палкой из боярышника, а убить — ножом, рукоятка которого сделана из его древесины. Из боярышника изготавливали амулеты (чаще всего крестики), болгары забивали клин из боярышника в крылья мельницы, чтобы ночью их не останавливали ведьмы, жительницы Боснии затыкали в головной убор ветки боярышника, когда отправлялись на кладбище. Ветки боярышника помещали в дымоход, если подозревали, что через него в дом пробирается вампир.
В Чехии в Вальпургиеву ночь хозяйки втыкали ветки боярышника в порог хлева, чтобы ведьмы не навредили скоту. Считалось, что палка из боярышника оберегала от “злой” встречи в пути, особенно ночью. В Болгарии в день Ивана Купалы собирали ветки боярышника, чтобы с их помощью на весь год уберечься от укуса змеи в лесу. У южных славян ветки боярышника входили также в состав зелени, которой в день святого Георгия украшали дома. Чтобы вернуть корове молоко, “отнятое” ведьмой, корову кропили водой, а остаток выливали на куст боярышника.
Боярышник широко применялся в народной медицине южных и западных славян. Место укуса змеи рекомендовали проколоть его шипом, так же поступали с бородавками. Чехи забивали колышком из боярышника дырку в дереве, в которую клали кусок одежды, клок волос больного. Придя к кусту боярышника, больной трижды прикасался к нему калачом, прося свою болезнь выйти из тела и войти в боярышник. В новолуние знахарка приносила под боярышник булочку, вино и воду, чтобы демон, якобы обитающий в нем, принял жертву и оставил больного в покое.
Вбивание в землю кола из боярышника символизировало “замыкание” некоего пространства. Так, в Болгарии, если в округе начиналась эпидемия, домочадцы связывали вместе свои пояса или платки, растягивали их подальше от дома, а там, где платки заканчивались, вбивали колышек из боярышника со словами: “До кола болезнь дошла, а через кол не перешла и в мой дом не попала”. Колышек из боярышника (как “мужского” растения) вбивали в ствол плодового дерева, если оно переставало плодоносить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter