«Боялась, что печку буду топить, а теперь уезжать не хочу» — как Марина Литвинова в 19 лет стала сельчанкой

Марина говорит, что с детства хотела в медицину, видела себя стоматологом, но, когда оканчивала девятый класс гомельской школы, вдруг щелкнуло: «Буду ветеринаром!» Родители удивились, но отговаривать не стали, и дочь подала документы в Речицкий государственный аграрный колледж. Ближе к получению диплома начала искать работу рядом с Гомелем. Из предложенных оптимальным вариантом оказалось сельхозпредприятие «Оборона» в агрогородке Корма Добрушского района. Сначала дважды проходила здесь практику, а в июне 2023 года молодой специалист приступила к выполнению обязанностей ветеринарного фельдшера на молочно‑товарной ферме «Кудлаевка».

Научилась делать уколы и варить борщ

Рабочий день у ветфельдшера с 7 до 11, затем с 17 до 20, на ферму и обратно Марину возят на служебной машине. Ехать от дома минут 15. Жилье подыскивать не пришлось: хозяйство предоставило домик. Его девушка делит с коллегой по профессии.

— Больше всего боялась, что придется жить в доме с печным отоплением: почему‑то с деревней была связана такая ассоциация, — вспоминает Марина Литвинова. — А когда показали жилье, выдохнула: отличный ремонт, новая мебель, три комнаты, ванная и туалет. Никакой печки и удобств на улице!

— Наверное, минус — делить квадратные метры с чужим человеком? — уточняю я.

Марина отрицательно качает головой:

— Ну что вы! Это только плюс! У нас в районе нет родных, а мы ровесницы, да еще и работаем по одной специальности. Ходить особо некуда, поэтому по вечерам часто обсуждаем рабочие моменты, делимся тем, кто чему успел научиться. Да и родителям так за нас спокойнее, ведь здесь проводим по шесть дней в неделю и только один выходной — с семьей. Кстати, мы не перебиваемся пельменями‑сосисками и не ждем провизию от родителей — с удовольствием готовим сами и борщи, и мясные блюда.

Марина уверяет, что ей даже нравится решать бытовые проблемы — так закаляется характер:

— Вспоминаю, как в 15 лет уехала от родителей в другой город учиться, жила в общежитии, а сейчас я уже фельдшер. Кто‑то в моем возрасте еще только поступает, а у меня столько всего в жизни произошло: чувствую себя взрослой, уверенной в себе и своих силах.

— Дорого платить за дом? — перехожу к финансовому вопросу.

Марина рассказывает:

— За аренду с нас денег не берут, только за коммунальные услуги — летом выходило за все около 150 рублей, зимой — 200. Зарплата у меня сейчас около 800 рублей, на необходимое хватает.

Но не все так гладко, возникали и трудности, поначалу было страшно даже подходить к коровам, не то что проводить медицинские манипуляции.

— И копытом несколько раз получала, с синяками походить пришлось, но разве есть на ферме хоть один работник, которому не доставалось? — риторически спрашивает ветфельдшер. — Сперва боялась делать уколы, ставить капельницы, брать кровь — тут нужна и сила, и сноровка. Теперь и нрав животных знаю, и как правильно с ними обращаться. Еще, конечно, учиться и учиться, но прогресс за полгода большой, да и коллеги помогают мне во всем.

Полторы тысячи пациентов

Тут поступает вызов: доярке не нравится, как корова ступает на ногу. Внимательный осмотр, Марина Литвинова озвучивает предварительный диагноз — бурсит.

— С какими заболеваниями чаще всего приходится сталкиваться?

— Все те же бурситы, диспепсии, маститы, в зимний период бронхопневмония.

— Нет проблем с медикаментами и расходными материалами? — уточняю.

— Мне сразу выдали все необходимое, а если что‑то заканчивается, еду в Добруш в ветеринарную аптеку и закупаю. Ни разу такого не было, чтобы нечем было лечить животное, — отвечает девушка.

Крупного рогатого скота на ферме около полутора тысяч. Молодой специалист сама проводит осмотры, ежедневно спрашивает о здоровье животных у доярок и телятниц.

— Через них же каждое животное проходит, а люди здесь очень опытные, поэтому я всегда в курсе, если есть проблема, — объясняет Марина.

Несмотря на то, что ветфельдшер — девушка городская, после отработки возвращаться в Гомель не собирается.
— Думаю, за два года успею многому на практике научиться, как после этого уйти? Намерена развиваться в профессии, здесь мне все нравится — хотелось бы только, чтобы на нашем предприятии было больше молодежи, — делится пожеланиями собеседница. — Нечего бояться деревни — и здесь люди работают, везде нужны новые силы!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Добрушского райисполкома Елена РАЗДУЕВА:

— В 2023 году в Добрушский район прибыло 109 молодых специалистов, треть из них с высшим образованием. Больше всего ребят (около 30) пополнили коллективы сельхозпредприятий: там нужны кадры, эта проблема постепенно решается. Например, в ОАО «Завидовское» построили современный и комфортный животноводческий комплекс, работать там при наличии вакансий — очередь. Нужно подтягивать и другие сельскохозяйственные объекты. На втором и третьем месте по численности молодых специалистов — сферы образования и медицины, по два‑три человека пришли на производство, в отрасли культуры и спорта. В районе хороший уровень закрепляемости — 83 процента, это выше среднеобластного. Что для молодежи важно? Условия проживания и зарплата. Мы постоянно проводим работу с руководителями, чтобы они помогали во всем, поддерживали, в том числе финансово. Многие предприятия оплачивают жилье для специалистов, проезд, за каждым выпускником закрепляется наставник. Кроме того, проводим День молодого специалиста — собираем ребят и руководителей, чтобы обсудить проблемы. Интересуемся, чем живет и дышит молодая смена, какие вопросы нужно решать.

severyanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter