Босиком не побежишь…

В январе — марте белорусы потратили на обувь 308 млрд. руб.

«Обувь «пошла», — емко заявил недавно председатель концерна «Беллегпром» Эдуард Нарышкин. В том смысле, что призывы «купляць беларускае» наконец-то возымели свое действие. В магазинах торговля обувью идет довольно бойко: доля отечественной продукции по итогам первого квартала текущего года увеличилась до 78,2 % против 72,5 % в январе — марте 2008-го, так что импортным парам пришлось немного потесниться на полках. В целом через торговые организации продано обуви (в сопоставимых ценах) на 14,8 % больше, чем в прошлом году. Общий объем реализации в республике вырос не столь значительно — на 7,2 %, при этом на рынках и в торговых центрах продано в 2,5 раза больше этой продукции, чем в магазинах. Всего же белорусские покупатели в январе — марте выложили за новую обувь 308 млрд. руб.

Глава концерна «Беллегпром» объясняет возросший интерес к отечественному товару желанием покупателя сэкономить: спрос частично сместился из сегмента нарядной, модельной обуви к более дешевой, повседневной, где хорошо представлены белорусские производители. Впрочем, лидеры рынка всегда готовы вовремя отреагировать на изменения покупательского спроса. Например, благодаря свое-временным мерам по корректировке ассортиментной и ценовой политики, сбытовой стратегии СООО «Белвест» удалось не только избежать каких-либо негативных тенденций, но и увеличить объем продаж.

«Опираясь на стабильность позиций обуви «Белвест» на рынке Республики Беларусь, зарекомендованное качество, лояльность покупателей к нашей торговой марке, мы рассчитываем увеличить свою долю рынка, — говорит заместитель коммерческого директора СООО «Белвест» Виталий Крюк. — Эта уверенность обусловлена перераспределением покупательского спроса между сегментами: большая часть потребителей переориентируется на модную и красивую обувь «Белвест», изготовленную по самым современным европейским технологиям. Но мы предлагаем ее по более доступной цене и с более высоким уровнем качества по сравнению с импортной», — добавляет он.

«Наше предприятие выпускает разную обувь: эконом-класса, среднего уровня, престиж и премиум, — рассказывает директор СООО «Марко» Вячеслав Мазур. — Каких-то изменений как по объемам продаж, так и по структуре спроса мы не заметили, разве что понемногу «плюсует» фирменная торговля». Не подтверждают пристрастия белорусов к строгой экономии и статистические данные: в январе — марте этого года увеличились розничные продажи не только обуви, но и одежды, белья, верхнего и бельевого трикотажа… Пусть этот рост не столь значителен, как в прежние годы, но динамика остается положительной.

Некоторый всплеск продаж можно объяснить и фактором сезонности. Как только наступили теплые деньки, покупатели заторопились за весенними обновками. Возможно, в этом году погода чуть раньше подтолкнула людей в обувные магазины… «Надо учитывать, что импортный товар в связи с изменением курса рубля стал дороже, да и зарубежные поставщики пересматривают свои отношения с контрагентами, прежнего доверия в отношениях нет», — говорит Виталий Крюк. По некоторым оценкам, поставки обуви из Китая на территорию России в этом году могут сократиться на 40 %, примерно такой же динамики стоит ожидать и в Беларуси.

Пожалуй, самая насущная проблема для отраслевых предприятий — высокая стоимость заемных средств. «Нам сегодня нужны доступные кредиты, а все остальные вопросы вполне решаемы», — поясняет Вячеслав Мазур. Снижение покупательского спроса пока не столь заметно, чтобы всерьез волновать производителей. «В местах продаж кризиса мы не чувствуем», — поясняет Татьяна Бурец, специалист по маркетингу ОАО «Лидская обувная фабрика». На предприятии заметили, что уже во время прошлогодней осенней ярмарки «Белтекслегпром» образцы продукции стали восприниматься с большим интересом, чем раньше, заметно активизировались и торговые организации.

В концерне «Беллегпром» уверены, что по итогам 2009 г. ведомству удастся выйти на прошлогодний уровень производства обуви. Впрочем, в январе — марте эти ожидания не оправдались: выпуск сократился на 2,7 % к первому кварталу 2008-го. Всего отечественные предприятия в первом квартале произвели более 2,5 млн. пар. Настораживает и экспортно-импортная динамика. Так, в январе — феврале за рубеж отгружено 627 тыс. пар обуви, и это на 11,6 % меньше, чем за такой же период прошлого года. Зато импортеры, несмотря на изменение условий торговли, оказались в солидном плюсе: поставки на белорусский рынок увеличились до 972,6 тыс. пар, или на 19,5 %. Стоимостный объем импорта и вовсе вырос на 42,4 %, что отчасти связано с разовой девальвацией белорусского рубля. В то же время можно предположить, что изменилась структура поставок из-за рубежа, а также география — в пользу более элитной и соответственно дорогой продукции. Отечественному товару по-прежнему не хватает разнообразия, поясняют эксперты, хотя ситуация и меняется в лучшую сторону. Проблему насыщения внутреннего рынка широким ассортиментом продукции на любой вкус и цвет могли бы решить привлечение в обувной бизнес частника, разукрупнение ряда неэффективных предприятий. Небольшие фирмы быстрее реагируют на требования моды и покупателя, способны легче адаптироваться к внешним условиям. В этом смысле показателен опыт Италии, где престиж обувной промышленности создают сотни мелких и средних предприятий, на каждом из которых трудится в среднем один-два десятка человек. В Беларуси, конечно, своя специфика, да и нет тех традиций передачи обувного дела из поколения в поколение. Но нашему покупателю тоже хочется выбрать не просто качественную обновку, но также модную, оригинальную, с «изюминкой».

-------------------------------------------

Не дают отдохнуть

Рецессия в американской экономике положительно сказалась на сфере ремонта обуви, где падение наблюдалось в течение многих десятилетий. Американцы теперь предпочитают чинить обувь, а не покупать новую. Доходы сапожников за последние месяцы выросли как минимум вдвое. Считают барыши и компании, продающие товары для ремонта. Между тем розничные продажи обуви для взрослых в США за 12 месяцев, которые закончились в ноябре, уменьшились на 3,2 %, сообщил The Wall Street Journal. Поспешили в мастерские и москвичи. По информации РИА «Новости», они стали в несколько раз чаще пользоваться услугами пунктов ремонта обуви. Об этом сообщили в столичном Департаменте потребительского рынка и услуг. Там отметили, что в целом спрос на бытовые услуги в Москве упал, в частности, пострадали химчистки и прачечные.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter