Борщевку – на жительство

ПЕРВЫЙ вопрос, с которым обращаюсь к местным, — о названии: «Наверное, Борщевка — родина гурманов, которые готовят вкусный борщ и заправляют его по-особенному?» — Традиция готовить борщи у нас ведется еще со времен Екатерины II, когда через деревню ехал высокий государственный служащий, — охотно поясняет председатель Борщевского сельсовета Людмила ЕФИМЕНКО. — Он остановился на постоялом дворе, попросил отобедать. Солидному гостю поставили огромную тарелку свежесваренного борща. Понравилось деревенское блюдо чиновнику, душевно благодарил он хозяев за угощение. Библиотекарь Татьяна Куземкина опрашивала односельчан, которые знают старинную рецептуру борщей. И оказалось, что в каждой семье — свой собственный секрет приготовления. Передается он из поколения в поколение. «Сборник рецептур, составленный Татьяной, увековечит блюда борщевцев на бумаге», — говорит мне Людмила Ефименко. И тут же предлагает пройтись по селу, пообщаться с местным людом.

Корреспондент «БН» узнал, почему так тянет сюда горожан, есть ли потенциал для обустройства здесь агрогородка и почему местный люд не любит... мусорить.

ПЕРВЫЙ вопрос, с которым обращаюсь к местным, — о названии: «Наверное, Борщевка — родина гурманов, которые готовят вкусный борщ и заправляют его по-особенному?» — Традиция готовить борщи у нас ведется еще со времен Екатерины II, когда через деревню ехал высокий государственный служащий, — охотно поясняет председатель Борщевского сельсовета Людмила ЕФИМЕНКО. — Он остановился на постоялом дворе, попросил отобедать. Солидному гостю поставили огромную тарелку свежесваренного борща. Понравилось деревенское блюдо чиновнику, душевно благодарил он хозяев за угощение. Библиотекарь Татьяна Куземкина опрашивала односельчан, которые знают старинную рецептуру борщей. И оказалось, что в каждой семье — свой собственный секрет приготовления. Передается он из поколения в поколение. «Сборник рецептур, составленный Татьяной, увековечит блюда борщевцев на бумаге», — говорит мне Людмила Ефименко. И тут же предлагает пройтись по селу, пообщаться с местным людом.

«Душа отдыхает от городской суеты...»

— Вот эти участки недавно выкупили гомельчане, думают строить дачу, — показывает на некогда пустующую землю председатель. — Участки намного дешевле стоят, чем под Гомелем. А добираться недалеко — 30 километров. Автобусы из областного центра ходят несколько раз в день.

Чем Борщевка подкупила горожан? Живописными пейзажами, богатыми грибами и ягодами лесами. Но самый главный плюс — это, как говорят гомельчане, ее «бесконечный простор». Душа их отдыхает здесь от городской тесноты и суеты.

— Живет у нас семья. Так она и вовсе переселилась из Гомеля, — говорит Людмила Борисовна. — Продали горожане собственную компьютерную фирму, а вместо бизнеса купили домик в деревне. Хозяина зовут Владимир Суомолайнен. Вместе с женой и дочкой он держит подсобное хозяйство.

Подъезжаем к дому семьи, поменявшей городскую прописку на деревенскую. Владимир не скрывает: рад тому, как повернулась судьба. Показывает живность. В деревянных сараях рядом с домом — несколько десятков семей кроликов, индоутки, гуси, свинья, куры.

— Продукты из магазина я не покупаю — все собственные! — говорит Владимир.

Кстати, куриные яйца раньше помогала «находить» собака Даша — возьмет в зубы аккуратно и оставит на крыльце…

— Приезжали ко мне недавно друзья из Гомеля. Хорошо время провели, мы их вкусным борщом накормили, угостили нашими разносолами... Обещали заехать вновь, — продолжает хозяин. — Сельский отдых им настолько по душе пришелся, что уже раздумывают над покупкой собственного домика в Борщевке.

Сам Владимир, купив здесь заброшенный дом, собирается уже приобрести покинутые административные здания. В марте оформил на себя старое здание сельского Совета, расположенное в самом центре деревни. Его грязные стены, выбитые стекла на фоне благоустроенного ФАПа и отделения почтовой связи не смотрятся, но планов по обустройству много.

— Здесь будет магазин и парикмахерская, — делится Владимир. — Первый этап — сделать изгородь, чтобы посторонние не ходили, не мусорили. А потом — внутренний косметический ремонт. В планах приобрести заброшенное здание дома животновода — там работы будет больше. Со временем думаю его переоборудовать под баню.

Рассчитывает экс-горожанин пока только на свои силы. Брать кредиты у государства не собирается. Задуманный проект, уверен он, принесет отдачу. И баню, и магазин, и парикмахерскую сельчане не обойдут стороной. Деревне эти заведения нужны.

Конкуренция — двигатель торговли

Гордость Борщевки — новая православная церковь. Построена на средства, выделенные буровой компанией «Дельта». Напротив церкви — магазин Речицкого райпо. Для сельчан — одно из самых излюбленных мест. В магазине всегда многолюдно — и утром, и вечером. Приглядываюсь к выложенным продуктам, изучаю ассортимент. Рядом мужчина в черной вязаной шапке кладет 20-тысячную купюру.

— Опять пьем? — спрашивает у него продавец, понимая, что покупателю нужно. А мне заведующая магазином Татьяна Титовец поясняет:

— От покупателей зависит выручка. А у нас конкуренты — соседний магазин. Мы работаем до шести вечера, а они — до девяти. Раньше во всей деревне только один наш магазин работал, и план — товарооборот в 200 миллионов рублей в месяц — выполняли. А открылся второй — до 100 миллионов дотягиваем с трудом. В этом месяце руководство довело 160 миллионов. И если не торговать спиртным, то и половины не заработать.

— А почему вы не поменяете распорядок работы магазина, скажем, позже открываться, а работать допоздна? Тогда, возможно, сельчане будут думать, как им попасть на работу, а не в магазин, за горячительным напитком? — интересуюсь у заведующей.

Нет, так не получится — некоторые продавцы в магазине не местные. И сама она ездит на работу из Речицы. Оставаться в Борщевке до десяти вечера не выйдет — автобусы в райцентр так поздно не ходят. График работы магазина подстроен под движение общественного транспорта.

— Разве в Борщевке нет сельчан, которые смогли бы сами вместо приезжих работать в магазине? — задаю вопрос председателю сельского Совета.

— Вопрос с продавцами в Борщевке стоит остро. Обращались в райпо, председатель обещал помочь. Но пока — без результата. Заведующая кафе, к слову, тоже не местная. Два года, пока не нашли специалиста, это заведение общепита простаивало. Закрыли, потому что приносило убытки. Продавцами работали девушки из Борщевки. Сейчас кафе, к счастью, «возродили» — работает рентабельно.

Здесь сельчане всегда могут основательно подкрепиться, благо ассортимент блюд широкий. А вот что касается качества провизии...

Внимание мое привлекают пирожки. В Гомеле точно такие же с капустой стоят 2500 рублей, здесь же в три раза дешевле — 950. Но качество облуживания соответствует цене. Не сразу продавец смогла определить, какая в них начинка. Женщина расковыряла один… пальцами. Убедилась, что с капустой. И положила мне на тарелку — обедать «проверенными» пирожками...

Крыша течет, ремонт идет

Слева от здания сельского Совета — сельский Дом культуры. Ранее здесь жизнь кипела, действовали кружки по боксу, шахматам, регулярно проходили дискотеки. Теперь помещение на ремонте, который никак не могут завершить. Точный срок окончания работ не знает ни руководство сельского Совета, ни местные жители. По их словам, ремонтируют здание медленно. Работы на месяц с лишним, но сделали только половину, да и то некачественно.

Стены почему-то покрасили поверх грибкового налета. Протекающую крышу застелили рубероидом — вот-вот снова потечет. Образовавшееся снаружи огромное отверстие небрежно залепили цементом. Переделывать вряд ли кто-то будет. Сейчас на полу укладывают плитку. На стенах, очевидно, опять появится грибковый налет, а крыша потечет…

Дождется ли молодежь открытия здесь дискотеки?

— Скоро мне в армии служить. Думал, на танцы похожу перед солдатскими буднями. Но, видно, до отправки дискотеку не откроют, — сетует молодой сельчанин Давид Алескеров. С ним солидарен брат Александр:

— Деревня хоть и не заброшенная — и кафе, и магазин имеются, но культурных заведений нет, отдохнуть вечером невозможно. Хорошо, что Гомель близко, так с друзьями иногда в областной центр ездим.

Позже мне начальник отдела культуры Речицкого райисполкома Светлана Кравченко объяснила, что реконструируется Дом культуры своими силами — хозспособом. Работают специалисты из хозяйственного отдела — один-два человека. Финансовые средства выделены из бюджета. Ремонт планировалось начать еще в прошлом году, но, увы, удалось приступить только в этом. Сроки окончания Светлана Геннадьевна не берется называть — все будет зависеть от многих условий. Но ремонт важного для сельчан объекта, заверила она, не останавливается ни на один день. Сейчас ведутся внутренние работы, а когда установится солнечная погода, приступят к фасаду здания.

Все заботы по возрождению — на сельском Совете

— В деревне развивается инфраструктура, есть потенциал. Почему же Борщевку не сделали агрогородком? — интересуюсь у Людмилы Ефименко. — Не исключено, что тогда не было бы пустующих и заброшенных административных зданий… Дом культуры ведь не старый ремонтировали, а новый построили.

— Может быть, это исторически обусловлено? Когда-то в Борщевке был большой совхоз «Борщевка». Произведенную продукцию поставляли в Речицу и Гомель. Деревня жила и развивалась. Но восемь лет назад начала приходить в упадок — сельхозпредприятие обанкротилось.

На работу часть жителей Борщевки стали ездить в Речицу и Гомель. Свободные вакансии в школе, детском саду и магазинах, а также буровой компании «Дельта» — большая редкость. Лишь немногим  удалось устроиться на своей малой родине. Есть и постоянная зарплата, и овощи на грядках растут. Все доморощенное — картофель, свекла, огурцы, помидоры.

Теперь основные заботы по возрождению Борщевки лежат на сельском Совете. Благо финансовую помощь охотно оказывает буровая компания «Дельта». А организационные вопросы решает со своими подчиненными Людмила Борисовна самостоятельно.

Кстати, она — первый руководитель-женщина за всю историю существования сельского Совета. Несмотря на то, что ездит на работу из Речицы, деревенский уклад жизни знаком ей еще с тех пор, когда работала по распределению в деревне Узнаж того же Речицкого района.

Районное руководство не могло не подметить старательность и ответственность Людмилы Борисовны. Сначала предложили пост руководителя детского сада в Борщевке. А когда женщина сумела себя зарекомендовать и в этой должности, в 2006 году ее назначили председателем Борщевского сельского Совета. И не ошиблись. Сегодня во всех здешних деревнях чувствуется хозяйская женская рука.!

— Сельчане понимают, что убирать мусор, а еще лучше не сорить — забота каждого. Долго упрашивать навести порядок возле приусадебного участка не нужно. Да, Борщевка не стала агрогородком, но зато люди здесь живут и работают сознательные, аккуратные и доброжелательные, — говорит председатель сельского Совета.

Константин КОВАЛЕВ, «БН

КОММЕНТАРИЙ

Михаил БОЯРИН, председатель Речицкого районного Совета депутатов:

— В районе 13 сельхозпредприятий и 16 агрогородков. Когда они образовывались, от Речицкого района на местном уровне обсуждали 24 деревни-«кандидата», в том числе и Борщевку, но на республиканском уровне этот населенный пункт в «кандидаты» на агрогородки не утвердили. Тем не менее благоустройство территории сельсовета не прекращается. За 2011 год для этих целей потрачено 117 миллионов рублей. В планах 2012-го — 121,9 миллиона, из которых уже 47, 4 израсходовали на уличное освещение и 1,7 — на наведение порядка на земле.

Борщевский сельский Совет образован в 1934 году. В 21 деревне живут 434 пенсионера, 37 одиноких и 160 одиноко проживающих граждан. Общее население — 1700 человек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter