Борщевик расслабляться не дает

По каким телефонам звонить, если вас одолел борщевик

«За нашими окнами находится прекрасный луг, который со временем рискует стать лесом из борщевика. Пока борщевика не так много, но с каждым годом его «плантация» увеличивается. Уж куда я только за эти годы не обращалась... И в ЖЭС, и в «Зеленстрой» — никому нет дела. А растение, как известно, ядовитое, и истреблять его опасно. Для этого нужны специальные службы и средства. Как мы обрадовались, прочитав эту статью! И что бы вы думали? Позвонили мы по указанному телефону. Сообщили место произрастания борщевика. Нам сказали: «Спасибо за звонок и информацию».

Прошло несколько дней, мы снова перезвонили по этому телефону, чтоб узнать, когда будут приняты меры, а нам ответили, что никаких мер никто не будет принимать и не собирался. Мы им позвонили, они нанесли на карту Минска картиночку, и на этом их бурная деятельность заканчивается...»

Это я процитировал одно из высказываний на форуме по поводу моей прошлогодней статьи (не первой уже) о ситуации с распространением борщевика Сосновского и спешу реабилитировать ученых Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси, телефон которых я, по их просьбе, дал. Они готовят специальные карты распространения борщевика и благодарны за любую информацию о его новых очагах, но моментально выезжать с лопатами на каждое место происшествия не имеют возможности, да и не должны. Эти сведения они проверяют, исследуют условия, в которых развивается новая колония растений, и направляют информацию в исполкомы и территориальным органам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые организуют работу, выдают предписания владельцам земельных участков на уничтожение борщевика. Хотя они, эти владельцы, по моему разумению, могли бы и сами пошевелиться. Я, честно говоря, тоже удивляюсь, видя, как годами в Минске на одних и тех же участках процветает агрессивный новосел. Невольно думаешь: если уж в столице с ним не справляются, то о каких успехах в борьбе с ним может идти речь в менее людных местах?

Но в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое координирует выполнение соответствующего правительственного плана действий, принятого в 2008 году, заверили, что борьба идет энергичная, и привели цифры. За 2009 год, как оказалось, по стране уничтожено 950 гектаров зарослей борщевика, из которых в Брестской области – 11,6, Гродненской – 18,6, Гомельской – 9,8, Витебской – более 400, Минской – около 207, Могилевской – 115,7, в городе Минске – 129,3 гектара.

Теперь о том, куда нужно обращаться, если вы хотите, чтобы были приняты меры. На местах эту работу организуют исполкомы, а контролируют областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды. В их составе есть городские и районные инспекции, сотрудники которых проверяют сигналы, оценивают масштаб распространения борщевика и выдают предписание владельцу земельного участка, где указывают и сроки выполнения работ. Если же земля не предоставлена в пользование никому, то районные или городские исполкомы определяют исполнителя своим решением. Как правило, выполнение такой работы поручают какому-нибудь местному предприятию или организации.

Итак, звонить надо в областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды по телефонам: Брестский – 23-83-78, Витебский – 47-66-70, Гомельский – 74-24-25, Гродненский – 74-35-88, Минский – 294-44-54, Могилевский – 27-79-01 и Минский городской – 346-88-48, 346-88-46. Это телефоны приемных. Сигнал, принятый от вас, специалисты доведут до хозяев земли, и те уже будут принимать меры. Если найдут для этого возможности, конечно.

Дело в том, что, в отличие от, например, стран Евросоюза, выделяющих на уничтожение борщевика огромные суммы, в Беларуси отдельного финансирования меро-приятий по борьбе с этим растением не предусмотрено. Работа должна вестись в рамках действующих программ и проектов, за счет местных бюджетов и средств землепользователей. Отсюда и проблемы: не хватает спецодежды, средств защиты и инструментов для скашивания опасного растения, есть сложности с поиском рабочих рук, так как дело не только в обеспечении необходимых условий труда, но и в возможности отвлечь людей на время от основной работы. Все это, конечно, сказывается на эффективности принимаемых мер.

Что касается научной работы по борщевику, то она по инициативе Минприроды финансируется из Республиканского фонда охраны природы и включает в себя создание карт его распространения, оценку состояния, динамики и степени угрозы, подготовку рекомендаций по борьбе с проникновением чужеродного растения в природную среду республики. Ведут эти исследования сотрудники Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси. И справляются с заданием успешно. Вместе с коллегами из Института защиты растений они постоянно готовят информационные материалы и инструкции, регулярно проводят семинары для специалистов.

Под особый контроль ими взяты Браславский, Витебский, Дзержинский, Ушачский, Минский, Логойский, Миорский, Толочинский, Могилевский, Гомельский, Волковысский и Новогрудский районы, где складывается наиболее угрожающая ситуация. Здесь ученые не только изучают положение дел, разрабатывают и внедряют детальные планы мероприятий по ограничению распространения борщевика в каждом очаге, предлагают рациональную стратегию борьбы, учитывающую особенности регионов, но и ведут научное сопровождение проектов. Осенью они будут оценивать результативность мер, принятых землепользователями.

Впрочем, если борщевик появился возле вашего дома, можно не ждать, пока кто-нибудь от него пострадает и пока на зловредное растение отреагируют владельцы земельного участка. Соблюдая меры предосторожности, с ним можно справиться самостоятельно. Как советуют ученые, если растение одно или их мало, то их, не дожидаясь стадии цветения, можно просто выкопать, благо клубневидный корень находится неглубоко. С конца мая до конца июня хороший эффект дает удаление цветоносов борщевиков, которые следует подрезать садовой лопатой с удлиненным черенком, чтобы исключить контакт с листьями падающего растения. Подрезают цветонос у самой поверхности земли. В таком случае боковые побеги с зонтиками появятся лишь через 30–40 дней из почек, расположенных в пазухах листьев ниже поверхности почвы. Вероятность формирования жизнеспособных семян на таких побегах мала, но для верности их тоже следует удалить. Правда, и после этого расслабляться нельзя. Дело в том, что семена борщевика, упавшие в траву, но не достигшие почвы, могут ждать, пока их не прибьет к земле, несколько лет. Поэтому за проблемным участком года три надо понаблюдать.

— Удаляя растение, — напоминает консультант отдела биологического разнообразия Минприроды Наталья Кудырко, — ни в коем случае нельзя брать его голыми руками, обязательно в плотных перчатках. Необходимый атрибут экипировки – одежда с длинными рукавами и закрытым воротом, защитные очки. Желательно работать в пасмурную погоду, так как фурокумарины, содержащиеся в соке и вызывающие ожог, приобретают наибольшую активность на солнечном свету. Если же уберечься не удалось и сок попал на кожу, то обожженный участок следует смазать противовоспалительным кремом и не вскрывать образовавшиеся пузыри. В случае если они вскрылись, необходимо нанести подсушивающую цинковую мазь и наложить стерильную повязку. И обязательно следует обратиться к врачу.

И еще об одном хотелось бы напомнить. Проблем, связанных с борщевиком, будет тем меньше, чем активнее все мы будем реагировать на обнаружение каждого такого пришельца. Лично я, правда, не очень-то верю, что чужеродного джинна, выпущенного когда-то по неосторожности на наши поля, удастся загнать в бутылку. Но не дать ему разгуляться в полную силу, а затем и свести его присутствие в растительном мире страны до уровня экзотики нам по силам. Если осознаем опасность. И если захотим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter