Борщ... в мешке

Пострадавшие не считают расстройство желудка серьезным поводом для судебных разбирательств. А свое недовольство постфактум изливают на сетевых блогах и форумах...

Пострадавшие не считают расстройство желудка серьезным поводом для судебных разбирательств. А свое недовольство постфактум изливают на сетевых блогах и форумах...


Там, где еще недавно располагалось уютное кафе или незатейливая булочная, теперь блистают вывески дорогих ресторанов. Рабочие столовые или закрываются из–за нерентабельности, или становятся местами исключительно «для своих». А обеденный перерыв на носу... Отдать почти 6 тысяч за пригоршню жареной картошки или 11 тысяч за порцию драников? Вопрос для многих совсем не праздный. Впрочем, есть еще вариант. В крупных городах работают десятки компаний, мелких фирм и индивидуальных предпринимателей, занятых приготовлением и доставкой готовой еды. И цены вполне приемлемые. Скажем, комплексный обед в офис в среднем обойдется в 9.000 рублей. Однако, погнавшись за дешевизной, можно в прямом смысле отравить себе жизнь. Достаточно вспомнить случай в Москве, когда более 300 строителей попали на больничные койки, отведав испорченные домашние обеды от фирмы «Дэниз».


Как не оказаться на их месте?


Казалось бы, мелочи...


За разъяснениями я обратился в Минский городской центр гигиены и эпидемиологии.


— Прежде чем заказать горячий обед, — предупреждает заведующая отделом гигиены питания Марина Байбус, — потребитель должен задать сотруднику службы доставки ряд важнейших вопросов. Во–первых: на каком транспорте ресторан развозит продукцию? На специализированном (авто наподобие пикапа или «буса» с изотермическим кузовом) или легковом? Когда еду доставляют легковым автомобилем, то никакой речи о разрешении СЭС на подобную деятельность быть не может. Нелегальные компании работают по принципу: сегодня на этом сиденье развозили еду, а завтра здесь примостится пассажир. Во–вторых: в чем доставляется еда и имеются ли сертификаты качества и гигиенические заключения на порционные судочки? В идеале это термоконтейнеры, способные сохранять блюда, охлажденные до плюс 20С — 50С. В–третьих: есть ли в наличии разрешительные документы на транспортировку, санитарный паспорт на автомобиль, медсанкнижка и спецодежда у водителя?


— А каковы требования к доставленной еде? — интересуюсь я у Марины Чеславовны.


— Во–первых, по правилам продукция доставляется покупателю сразу после приготовления, а не по кольцевому методу, когда обеды развозят по десятку офисов. Во–вторых, пища, безусловно, должна быть свежей. А в период с апреля до сентября категорически запрещено развозить салаты, блинчики с мясом, заливные блюда и пирожные с кремовыми наполнителями.


Игра не по правилам


Как говорится, информирован — значит вооружен. На досках объявлений красочных сайтов нахожу несколько заманчивых предложений. Мол, накормим быстро, вкусно и недорого. Однако, обзвонив парочку безвестных контор, предлагающих доставку еды, выясняю, что далеко не все «пищевики» желают распространяться на тему, откуда у них продукты и имеется ли вся разрешительная документация. Понятно, что никакой законопослушностью здесь даже не пахнет. Впрочем, мои вопросы насчет специального автомобиля и запрещенных к продаже блюд показали, что и серьезные фирмы, имеющие лицензии, допускают нарушения.


Может, уже были жалобы?


В санслужбах о каких–либо нареканиях не слышали. Да и организации, занимающиеся защитой прав потребителей, пока не зарегистрировали ни одного подобного обращения. Почему? Можно, конечно, предположить, что фирмам нелегальной доставки феерически везет на «железные животы» клиентов. Но на самом деле причина в другом. Пострадавшие не считают расстройство желудка серьезным поводом для судебных разбирательств. А свое недовольство постфактум изливают на сетевых блогах и форумах... В немногословных исповедях фигурируют несвежие шашлыки или испорченные салаты. Ощущения после трапезы: боли в животе, тошнота... Поставщиками этих ощущений являлись как теневые развозчики, так и вполне легальные предприниматели.


В том, что порядок в сфере доставки еды все–таки будет наведен, убедил меня разговор с начальником управления торговли и услуг Мингорисполкома Ларисой Комаровой.


— Подобных нарушений санитарно–эпидемиологических норм в торговле быть не должно! — возмутилась Лариса Иосифовна. И пообещала, что в ближайшее время перед представителями санитарных служб города будет поставлен вопрос о наведении порядка среди недобросовестных доставщиков пищи.


Справка СБ»


Стоимость комплексного обеда, в который входят суп, гарнир, котлета, салат, ломоть хлеба и булочка:


у фирм доставки — около 9.000 рублей;


в ведомственных столовых предприятий — примерно такая же сумма;


в столовых общепита — около 12.000 рублей;


в кафе — примерно 15.000 рублей;


 в ресторане — в среднем 25.000 тысяч рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter