Бороться и искать, найти и торговаться

Как журналист нашла квартиру в Минске за $160 в месяц

Многие хозяева квартир изначально называют завышенную цену в надежде, что клиент привередничать не станет

Этим летом в нашей семье появился еще один студент. Когда первая радость по поводу обретения младшим братом нового статуса прошла, возник насущный вопрос: где парнишка будет жить? Итак, дано: иногородний студент-первокурсник без малейшей надежды на койку в общежитии. Требуется: найти комнату или квартиру в столице по приемлемой цене.

Когда деньги вперед

К услугам агентства мы прибегаем в случае, если сами не справляемся. Пока же попробуем использовать альтернативные способы поиска жилья. Для начала узнаем обстановку на рынке риелтерских услуг.

— Летом, как обычно, затишье. Оживление начнется к середине августа и достигнет пика к концу месяца. Владельцы пока выжидают, надеясь на скачок цен, чтобы сдать жилье как можно дороже, — рассказали в одном из столичных агентств. – На начало августа цены такие: однокомнатная квартира — $ 200, но можно встретить и варианты за $ 170—180. Цена комнаты для студентов начинается с суммы в $ 70.

К слову, информацию (адрес, контактный телефон владельца) о свободной комнате в нужном для вас районе агентство предоставит за 105 тысяч рублей. За информацию о квартире придется раскошелиться на 175 тысяч рублей. Деньги вперед.

Промашка вышла

Мышь раскалилась докрасна, на мониторе сменяют друг друга названия улиц и районов столицы… Интернет — самый быстрый и легкодоступный способ поиска жилья — сегодня переполнен всевозможными предложениями. Беда только, что и здесь не спастись от вездесущих агентств. Правда, среди бескрайнего моря пометок «агентство» иногда встречаются редкие островки частных объявлений. Натыкаюсь на свеженькое, всего пару часов назад появившееся: квартира с мебелью, в западной части города, всего за $ 180. Звоню.

— Сдали уже! – басит мужчина и, не попрощавшись, кладет трубку.

«Пробиваю» еще пару объявлений. Сценарий похожий. Как говорится, кто успел… Оставляю собственное объявление в рубрике «Сниму»: аккуратные, порядочные, своевременная оплата. И допускаю промах, о котором впоследствии пожалею… «Посредникам просьба не беспокоить!». Об этой фразе я напрочь забыла…

Не прошло и получаса, как на мой телефон обрушился шквал звонков. За определенную плату нас обещали «свести» с хозяевами «замечательной комнаты или квартиры в самом центре города».

— И сколько мне это будет стоить? – задаю резонный вопрос.

— Всего $ 70! – радостно сообщает очередной посредник. «Всего»?! Ну уж дудки!

Берусь за газеты… Помимо объявлений агентств, встречаются весьма интересные варианты. Например, «2-комнатная квартира по ул. Чернышевского, рядом с Комаровским рынком. Можно как однокомнатную». Моему возмущению нет предела: три остановки на общественном транспорте и небольшая прогулка пешком – разве это «совсем рядом»? Некоторые рекламодатели просто за уши притягивают популярные городские объекты, пытаясь таким образом поднять цену на жилье: пишут, мол, недалеко от вокзала, а на деле оказывается, что до вокзала добираться не менее двадцати минут, да еще и с двумя пересадками.

Любопытства ради я дозвонилась до владельцев квартиры. Оказалось, что сдают ее за $ 270, а если как однокомнатную, то за $ 250. Странная арифметика…

Напечатав 50 объявлений, отправляюсь обклеивать подъезды, остановки и даже столбы в разных районах города. Но, оказывается, вокруг действуют неписаные законы и конкуренция: очередной соискатель жилья наклеивает свое объявление поверх объявления предыдущего. Что поделать: своя рубашка ближе к телу…

Кое-где мне помогали местные бабушки, скучающие на лавочках возле подъездов. Нет, они не расклеивали объявления, а докладывали обстановку. К сожалению, часто приходилось слышать: «Э-э, внучка, опоздала ты, в этом дворе все сдали…».

Торг уместен

Я уже начала было отчаиваться. Но услышала:

— Новый дом, в центре, недалеко от Уманской, — хрипела прокуренным голосом трубка. – Квартиру сдам за $ 180, плюс коммунальные платежи. Только учтите, из мебели там только карниз и вешалка для одежды.

От предложения я вежливо отказываюсь: слишком хлопотно меблировать квартиру. К тому же меня очень насторожили пьяные мужские голоса и звон бутылок на фоне разговора.

— Уютная квартира, есть мягкий уголок, метро неподалеку, — описывала Анна Николаевна квартиру по ул. Кабушкина. – Просим за нее $ 250, ну и, конечно, еще коммуналка. Вот только холодильника у нас нет, везите свой.

Заметила, многие владельцы изначально называют завышенную цену в надежде, что клиент не станет торговаться. Вот и Анна Николаевна перегнула палку. Отсутствие холодильника – большой минус. По своему опыту могу заверить: студент может прожить без телевизора, без нормальной ванны и даже без письменного стола. А вот без холодильника проживет вряд ли. Где же он будет хранить щедро приправленное специями домашнее сало и пачку пельменей на черный день?! Можно, конечно, за окном, да сколько той зимы, а если еще этаж первый…

А вот предложение Александры Анатольевны показалось мне привлекательным. Небольшая квартира на Партизанском проспекте, есть мебель, из окна видно метро. И есть холодильник. За эту квартиру хозяйка просит $ 220. Но я все равно торгуюсь.

— Ну что же это такое? – вздыхает пенсионерка. – Вы уже третья, кто приходит смотреть. Все за $ 200 просят. Ну, хорошо, давайте договоримся: после вас еще два человека придут, если будут торговаться, я сдам квартиру вам. Так уж и быть, за $ 200. Вы на меня благоприятное впечатление произвели.

Однако с Александрой Анатольевной нам больше не довелось пообщаться. Видимо, она все-таки нашла своих клиентов.

Я тоже нашла то, что искала.

Нахальство – второе счастье

— Кухня, холодильник, шкаф, два дивана, телевизор, телефон… — перечисляет Александр. – Хотим $ 200.

Еду до станции метро «Могилевская». Не центр, конечно, но предложение привлекает. Особенно два дивана, ведь брат хочет жить с другом, а не с малознакомыми людьми, как это часто бывает при подселении.

Александр и Татьяна проводят небольшую экскурсию по квартире. Видно, что здесь давно никто не обитал. Пыль, грязные окна. Однако все поправимо. Решаю сыграть ва-банк:

— Предлагаю вам $ 160, — краснею от собственной наглости.

Переглянувшись, хозяева облегченно вздыхают:

— Договор можем прямо сейчас заключить, если вы не против...

Ну, конечно же, я не против! Едва сдерживаясь, чтобы не начать прыгать от радости, достаю паспорт, и мы отправляемся оформлять договор найма. Все по закону. Я с поставленной задачей справилась, и мой брат-студент уже может готовиться к новоселью.

Татьяна ДАНИЛУШКИНА, студентка Института журналистики БГУ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter