Бородатая история

Сейчас в Китае активно обсуждают бороду Конфуция, ее длину и форму... Письма из Пекина

Помните анекдот про Карла Маркса: «Бороду–то я сбрею, а с умом что делать?» Борода, оказывается, не только старине Марксу, переживающему новую волну популярности, важна. Сейчас в Китае активно обсуждают бороду Конфуция, ее длину и форму. Понятно, что не вдруг: снимают первый (!) фильм о великом мыслителе. Общество волнуется: кто в главной роли? Достойный ли человек, не запятнает ли репутацию великого учителя, храмы которого не только по Китаю, но по всей Азии стоят? Об актерских способностях — ни слова.


Конфуция будет играть Чоу Юн–фат. Вы его наверняка видели в «Крадущемся тигре, затаившемся драконе», «Анне и короле», «Проклятии золотого цветка» и массе других фильмов. Вот эта «масса» многих и возмутила. Чоу родом из Гонконга, а тамошние артисты, доросшие потом до списка А в Голливуде (как Джеки Чан) или Пекине (как Энди Лау, от вида которого половина женского населения Поднебесной теряет голову и рассудок), дорогу в этот список пробивали не грудью, но ногами — снимаясь в фильмах кун–фу. Жанр изобрел Брюс Ли: между сценами с боевыми искусствами вкраивается незамысловатый сюжет. Со временем форма немного изменилась: содержания и диалогов стало побольше, кое–где стала появляться любовная линия (наверное, чтобы привлечь в кинотеатры женщин), а боевыми искусствами вместо сюжета стали пробиваться Ван Дамм и прочие Сигалы, замутнившие чистоту жанра.


Чоу Юн–фат в откровенно боевых сценах даже по сильной молодости замечен не был, но гангстеров и предводителей мафиозных триад играл и тем прославился. Со временем остепенился и стал вхож в голливудские блокбастеры. И тут ему предложили стать Конфуцием — это почти как дедушку Ленина сыграть. Какая развернулась дискуссия! Известный актер Пу Цунсинь заявил, что отказался от роли, потому что по сценарию великий мыслитель будет заниматься кун–фу. Режиссер Ху Мэй говорит, что сохранились сведения о том, что Конфуций мог управлять колесницей, хорошо стрелял из лука и был военачальником. Так что отметать напрочь его способности к кун–фу не стоит, но в фильме этого не будет.


Чоу Юн–фат отрастил усы, в марте, помолившись в храме Конфуция, начали съемки. Один из главных аргументов главного режиссера: Чоу Юн–фат — замечательный актер, а потому сыграть может кого угодно, к тому же воспитан он в лучших конфуцианских традициях, а значит, относится к великому философу со всем необходимым пиететом.


После этого возникла новая дискуссия: а похож ли? Мне почудилось или вы сказали: «Ха! Загримировать можно кого угодно под кого угодно»? Эх, друзья мои, чувствуется, что не живете в Китае и не знаете, что форма здесь важна не меньше содержания, а внешность Конфуция — тема оживленной и длительной дискуссии. Три года назад Конфуцианская федерация выпустила «стандартный портрет» мыслителя и призвала всех использовать только его (и платить за это деньги, само собой): это старик с мягкой улыбкой, квадратной формой лица, широким ртом, большими ушами (по китайским представлениям, это признак долголетия) и длинной бородой. Бороду Чоу Юн–фату, понятно, наклеят — у азиатов с растительностью на лице слабовато, так что, возможно, Конфуций свою бороду (как и Карл Маркс пару тысячелетий спустя) всю жизнь лелеял.


Скажу честно: лично меня дискуссии о том, достоин или не достоин актер играть того или иного персонажа, умиляют (или утомляют? или удивляют?). С Конфуцием разобрались (съемки–то уже идут), начали другую знаковую (теперь уже для нового Китая) фигуру обсуждать. Собираются снимать фильм о Лей Фэне, солдате–альтруисте, который погиб очень молодым, помогая другим. Брать с него пример завещал еще товарищ Мао. Планируется, что играть Лей Фэна будет Тянь Лян — олимпийский чемпион по прыжкам в воду, которого после Олимпиады–2004 выгнали из национальной сборной (невзирая на медали) за то, что слишком много времени уделял съемкам в рекламе и личному обогащению и мало думал об интересах команды. Общественность считает, что хотя Тянь Лян, конечно, и душка, но играть национальную икону морального права не имеет. Лично я полагаю, что актер он никакой, но об этом речь вообще не идет.


С десяток лет назад столь же бурное осуждение вызвал выбор гонконгского актера Лесли Чеуна (симпатяга был редкостный) на роль коммуниста–подпольщика, действующего в оккупированном японцами Шанхае. Говорили, что человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией недостоин играть настоящего коммуниста. Но после выхода фильма все критики, посрамленные, замолкли. Потому что не в ориентации и правильно/неправильно наклеенной бороде дело. Если актер хорош, он будет убедителен в любой роли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter