Борисовский «Клад Наполеона»

Что нам стоит дом построить…

Бизнес-модель совмещения производства и услуг реализована на одной площадке.

Что нам стоит дом построить… Но еще более проблематично довести до ума промышленные площадки «со стажем». Они напоминают чемодан без ручки: есть все коммуникации для организации производства, но старые корпуса с размашистой планировкой камнем ложатся на себестоимости продукции. Модель совмещения производства и услуг на одной территории недавно реализовал бизнесмен Виктор Хиневич (на снимке), учредитель ЧУП «ФАЙВ СТАР ПЛЮС», член Совета по развитию предпринимательства при Президенте, а также первый в Беларуси владелец частного молочного завода, который он выкупил в Борисове 15 лет назад. Недавно завершилась реконструкция одного из пустующих корпусов этого предприятия, превратившегося в торговый и офисный центр с интригующим названием «Клад Наполеона». Кстати, третий по величине в Минской области.

У Виктора Хиневича, агрария по образованию, переработка молока долгие годы была основным видом бизнеса. На базе старого предприятия в Борисове он наладил выпуск глазированных сырков и мороженого. Но производство по разным причинам не приносит достаточных доходов для технической реконструкции. «Большинство переработчиков «топят» основные фонды», — утверждает предприниматель. Здания строились по проектам 50-летней давности, издержки на их содержание взвинчивают себестоимость и съедают большую долю рентабельности. Для эффективного использования площадей Виктор Иванович и занялся активным развитием своего бизнеса в сфере недвижимости и услуг.

Строительство центра «Клад Наполеона» стало одним из первых частных проектов, который по инициативе Совета по развитию предпринимательства при Президенте был включен в Государственную программу инновационного развития. Опыт государственно-частного партнерства оказался удачным. Но такой симбиоз потребовал от бизнеса большой ответственности. «Пришлось, невзирая на кризис, соблюдать все сроки, укладываться в строго отведенное время», — говорит Виктор Хиневич. Бизнесмен утверждает: являясь доктором сельскохозяйственных наук, после реализации этого проекта готов защитить вторую диссертацию или написать книгу о том, как не заморозить объект недвижимости в самый разгар финансовой нестабильности.

Но во многом кризис и помог. Конечно, когда иностранные партнеры свернули свою деятельность в Беларуси, Виктору Хиневичу пришлось экстренно искать источники финансирования, кредиты в банках, чтобы не заморозить строительство. Но сегодня «Клад Наполеона» чуть ли не единственный торгово-офисный центр, возведенный без привлечения иностранных инвестиций. «Всего вложено около 6 миллионов долларов: использовались мои личные средства и кредиты отечественных банков», — утверждает Витор Хиневич. Занимать недостающие ресурсы пришлось в момент, когда многие банки почти полностью свернули кредитование. Поверили в борисовский проект руководители «Трастбанка», ВТБ и «Белагропромбанка». «Деньги брал под 18 % годовых в долларах США, — вспоминает бизнесмен. – Ставка серьезная для производственника.

Но выстояли. Сегодня нет ни одного просроченного платежа». Окупаемость же центра – 5,5 года. Хотя возможен и более короткий срок.

Не избалованные качественной деловой недвижимостью, на «Клад Наполеона» позитивно отреагировали и жители, и бизнес-сообщество Борисова. Недавно открывшийся на первом этаже супермаркет с торговым залом 900 квадратных метров в первые дни приносил 100 миллионов рублей оборота, сейчас он снизился до 50—60 в сутки. Но и этот показатель очень высокий для Борисова с населением 150 тысяч человек. Офисные и торговые площади на 2—3-м и цокольном этажах быстро разошлись среди арендаторов по 22—30 евро за квадратный метр, а цена некоторых помещений превышает 90 евро за «квадрат». В ближайшее время Виктор Хиневич планирует начать строительство зимнего и летнего кафе в формате спортинг-клуба.

Сдача в аренду помещений – хороший по прибыльности бизнес, доходы от которого Виктор Хиневич обещает направлять на развитие производства. Благо новых идей хватает. Он изобрел и запатентовал уникальную смесь для производства мороженого, которое будет производиться также под торговой маркой «Клад Наполеона». Известная в мире компания «Айс-групп» уже разработала производственную технологию. В январе—феврале следующего года на борисовском предприятии будет смонтирована уникальная для мировой молочной промышленности линия. Новое производство должно дать приток финансов, необходимых для расширения направления услуг.

Конечно, идея сдавать пустующие цеха в аренду не такая уж и новая. Этим «балуются» многие предприятия. Особенно с центральным географическим положением в крупных городах. Но Виктору Хиневичу удалось объединить производственное и «риелторское» направления в гармоничную бизнес-идею. Получился своеобразный инвестиционный маятник: доходы от производства дали жизнь торговому центру, который «профинансирует» модернизацию… Естественно, маятник качнется еще не раз. И этот опыт был бы крайне полезен целому ряду отечественных предприятий, которые просто сдают в аренду свои площади, без всякой их «специальной подготовки», затыкая этими доходами производственные финансовые дыры. В результате стоят на месте. А ведь есть потенциал для развития.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter