"Борис Годунов" в тисках рекламы

Я наконец побывала на нашумевшей премьере "Бориса Годунова".
Я наконец побывала на нашумевшей премьере "Бориса Годунова". Поразили меня не столько сценография и режиссура спектакля, сколько разыгранные между ариями рекламные сценки с товарами спонсоров оперного театра. Особенно смешной была реклама крема от морщин после плача юродивого.

"Такого не может быть, потому что не может быть никогда!" - воскликнет рассудительный читатель.

Да, признаюсь, это просто шутка, ничего подобного в театре не происходило. И все же...

В последнее время вам наверняка доводилось видеть рекламные ролики в защиту рекламы. Это когда показывают футбол на половинке экрана, а вторая половинка с воротами, в которые влетает мяч, как бы оторвана. Или когда герои бразильского сериала из недели в неделю тоскливо прощаются, потому что на продолжение рассказа об их любви нет денег. После таких устрашающих кадров следует грозное предупреждение: хотите смотреть настоящий футбол, хотите смотреть сериалы - терпите рекламу. А то ой-ой-ой что будет!

И тут я задаю наивный вопрос: а что, собственно, будет? И почему, собственно, в кульминационные моменты какого-нибудь захватывающего фильма, выстраданного сценаристом, режиссером и актерами, я должна смотреть рекламу зубной пасты с тройной защитой от кариеса? Почему этот фильм показывают не в том виде, в котором его создали авторы, а в том, в котором его удобно показывать рекламному менеджеру? И, наконец, почему в XXI веке мы с такой покорностью соглашаемся на то, чего люди никогда не позволяли никому даже в недавнем прошлом: бесцеремонно вмешиваться в переживания, связанные с восприятием искусства?

Давайте подумаем, можно ли представить себе, что к полотнам Рембрандта кто-то приклеил рекламные плакатики фирм - спонсоров выставки? Можно ли вообразить, что во время спектакля с участием Монтсеррат Кабалье после каждой арии на сцену выходил бы рекламный агент и зычным голосом сообщал о достоинствах фирм - спонсоров гастролей? "Глупости", - скажете вы. И будете абсолютно правы.

"Но при этом, - продолжит просвещенный читатель, - именно реклама правит бал во всем телевизионном мире".

Да, это так, однако с очень существенными оговорками.

Во-первых, многие государственные и даже негосударственные телекомпании и вовсе обходятся без рекламы. А во-вторых, в большинстве стран действуют чрезвычайно жесткие и бескомпромиссные правила ведения рекламного бизнеса на телевидении. Так, например, в соответствии с Европейской конвенцией о трансграничном телевещании хронометраж рекламных роликов в течение эфирного дня не может превышать 10 - 15% от общего времени ежедневных передач. Фильм может прерываться лишь через каждые 45 минут, а в получасовых программах рекламы вообще не должно быть. В остальных случаях разрыв между рекламными блоками не должен быть меньше 20 минут. К тому же реклама ни в коем случае не может быть показана в кульминационные моменты произведения или в моменты, разрушающие его драматургию.

Согласитесь, достаточно здравые правила. Это я к тому, что рекламная хворь с ее хроническими переборами и неуправляемостью - явление вовсе не повсеместное.

Истины ради отметим, что на нашем родном телевидении подход к рекламе гораздо более цивилизованный и намного ближе к европейским стандартам, чем на большинстве российских каналов, где рекламные блоки занимают чуть ли не треть экранного времени.

Но мы ведь знаем, что права на показ сериалов обходятся просто в фантастические суммы, заметит читатель.

Не совсем так. Участники московских международных телерынков утверждают, что доход от рекламы, размещенной в фильме (при условии, что цены на нее не демпинговые), на несколько порядков выше цены проката самого фильма. И речь идет, как вы понимаете, вовсе не о выживании телевидения.

А теперь давайте подумаем, почему бы нам, согласившись с необходимостью сохранения рекламы на ТВ, не выработать более удобные для нашего зрителя правила ее показа. Эти правила могут быть очень просты и следовать лишь одному принципу: не мешайте смотреть!

Взгляните на страницу любой солидной газеты. Есть ли в ней реклама? Разумеется, есть. Но количество ее строго определено, и уж, конечно, никто не станет печатать рекламные тексты поперек статьи или репортажа.

Почему бы телевизионщикам нашего Союзного государства не последовать этим правилам и не договориться, что объем рекламной продукции в эфире будет всегда строго оговорен и контролируем? При этом вся реклама, чтобы не мешать зрителю, будет показываться только между передачами или фильмами. Или, если это необходимо по сюжету, в оговоренных авторами местах.

Может быть, тогда вообще не будет возникать ожесточенных дискуссий о запрещении рекламы на телевидении, как это происходит сейчас на российских экранах. Не понадобятся и рекламные ролики, горячо убеждающие нас, что реклама - это манна небесная. А, главное, тихий и мирный вечер у экрана не будет прерываться каждые пять минут горестными восклицаниями: когда же это все наконец закончится!

А ты, читатель, что думаешь об этом?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter