Интервью с Иваном Анискевичем, чемпионом мира по самбо

Борец с душой романтика

Самбо покоряет страны и континенты. В этом году чемпионат мира впервые прошел в Африке. Сторонники самообороны без оружия собрались в крупнейшем городе Марокко Касабланке. Два белорусских борца вернулись с первенства планеты с золотыми медалями. Это Светлана Тимошенко и Иван Анискевич. Наше знакомство – с уроженцем Жодино, ставшим лучшим в весовой категории до 62 килограммов.


–  Какие впечатления увезли с Черного континента?

–  Касабланка  –  город густонаселенный. Правила дорожного движения там никто не соблюдает, машины ездят хаотично, под стать им и пешеходы. Пару раз с командой удалось выбраться на побережье океана. Наверное, это больше всего врезалось в память. Я бывал на многих морях  –  Черном, Адриатическом, Эгейском. Но с океаном их не сравнишь  –  не та мощь. На Атлантике пытаешься плыть  –  волна тебя буквально сшибает. Больше 15 минут на воде не продержался.

–  Как думаете, после чемпионата мира прибавится в Африке самбистов?


–  Пару лет назад африканцы выбывали в первом круге. Теперь некоторые проходят 2 – 3 раунда. Парень из Тринидада и Тобаго стал вторым в боевом самбо. Раз появляются медали, значит, этот вид спорта развивается. Международная федерация старается охватить как можно больше стран. В прошлом году «мир» проходил в Японии. Это то же самое, что в Тулу ездить со своим самоваром. Там национальным видом спорта считается дзюдо, и в популярности самбо ему уступает. Тем не менее японцы участвуют и в наших турнирах. Приезжают также борцы из Южной и Центральной Америки.

–  Много ли было в Касабланке зрителей на трибунах?

–  В основном в зале сидели спорт­смены. Однако шумовой эффект создавали африканские болельщики. Камерунцы целый день били в барабаны, пели, плясали. У них постоянно была какая-то движуха. Первое время это казалось не­обычным, а потом все привыкли.

–  Есть еще дудки-вувузелы, которые появились на чемпионате мира по футболу в ЮАР. Вам лично такая «поддержка» не мешает?

–  Когда выходишь на ковер, весь погружаешься в борьбу, отключаешься от внешнего мира. Слышишь только тренера и биение своего сердца. На встречу дается пять минут  –  за это время ты должен выложиться на все сто.


–  Какой по­единок был самым сложным  –  финальный?

–  На «мире» провел четыре встречи. Труднее всего далась схватка за выход в финал со спорт­сменом из Узбекистана. У нас с ним похожие стили борьбы. Оба любим бросать через спину, делать «мельницу». Год назад я ему уступил, а теперь взял реванш  –  переиграл тактически. В решающей схватке боролся с атлетом из Азербайджана. Встречался с ним уже третий раз. На первых секундах провел прием, а потом надо было только удержать преимущество. Он полез отыгрываться, начал раскрываться  –  я подловил его еще раз. Вообще, на таких соревнованиях слабых соперников не бывает. Все приезжают за победой, хотят показать высокий результат. Во втором круге прошел россиянина. Какую весовую категорию ни возьми, борцы из России  –  главные конкуренты.

–  В вашем весе награды разыгрывались в заключительный день. Ничего, что пришлось столько «мариноваться»?

–  Я старался не задерживаться на трибунах. Эмоционально это выхолащивает. В основном сидел в гостинице, переживал за товарищей у телевизора. Зато в конце мне одному достались положительные флюиды  –  15 ноября был единственным финалистом из белорусов. Выиграл и получил двойные поздравления  –  с золотом и днем рождения.

–  Вам исполнилось 27, верно? Сколько лет жизни отдано самбо?

–  Семнадцать. Начинал заниматься борьбой в Жодино. Вернувшись с чемпионата мира, первым делом отправился домой. Зашел в старый зал, там у меня друг работает тренером. Показал детям медаль  –  они были в восторге. В свое время мы тоже радовались победам старших. Отпраздновал успех с родителями. Их поздравило много людей, наверное с полгорода. Отец работает на «БелАЗе», мама  –  в детском саду. В Жодино многие друг друга знают, к тому же финалы показывали в прямом эфире.

–  В спорте вы везунчик, баловень судьбы или трудяга?

–  С фортуной отношения сложные: то сетка попадется тяжелая, то соперник неудобный. Так что приходится всего добиваться самому. К званию чемпиона мира шел долго. Как говорится, через тернии к звездам. Переход из юношеского спорта дался тяжело. На взрослой «Европе» четыре раза был третьим. Казалось бы, выше головы не прыгнешь. Но я верил в себя, работал, пытался добавить и в выносливости, и в технике. Никогда не сгонял вес в пожарном порядке. Все делал заблаговременно, режимил. Теперь хочу как минимум повторить свое достижение. О том, чтобы побить рекорд Дмитрия Базылева, шестикратного чемпиона мира, пока не думаю.

–  В последнее время на слуху еще один атлет, Степан Попов. На Евроиграх он прославился благородством  –  вынес травмированного партнера с ковра.


–  Со Степой мы вместе тренируемся, общаемся. Он хороший человек, добрый, отзывчивый. Вообще fair play в самбо  –  дело обыденное. Если кто-то применит болевой прием, потом обязательно поможет сопернику добраться до врача. На ковре идет спортивная драка. А вне соревнований мы все друзья. Поединок закончился  –  жмем руку, обнимаемся.

–  Какому ведомству зачтется ваша медаль?

–  Работаю в Департаменте охраны Первомайского отдела города Минска. Параллельно учусь в Академии МВД на юриста. Получаю второе высшее  –  ранее окончил университет физкультуры.


С супругой Викторией

–  Семьей обзавестись успели?

–  Женился три года назад. Супруга Виктория  –  фотограф. Снимает, в том числе и самбистов. Приезжает на тренировки, сборы, турниры, когда они проходят в Минске. В спорте уже разбирается: что-то я объяснил, что-то сама спросила. Вике удается делать редкие, в момент броска, кадры. Но главное, она понимает, какой это нелегкий хлеб, и во всем меня поддерживает.

–  Легко ли уживаетесь с творческой натурой?

–  А мне искусство тоже не чуждо. С третьего по четвертый класс ходил в кружок белорусских народных танцев. Когда надо было ехать выступать, я заболел и постепенно забросил это дело. Ориентируюсь в мире кино, люблю смотреть сериалы. А лет пять назад купил гитару  –  просила душа. Голоса у меня, конечно, нет, но пару песен могу исполнить. Вот и будущей жене как-то спел. Может быть, этим и растопил ее сердце.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter