Россия и США, выступающие сопредседателями Международной группы поддержки Сирии, договорились о перемирии

Борьба за перемирие

Россия и США, выступающие сопредседателями Международной группы поддержки Сирии, договорились о перемирии. В соответствии с достигнутым соглашением режим прекращения огня должен вступить в силу в полночь 27 февраля по дамасскому времени. Соглашение не распространяется на группировки, признанные Совбезом ООН террористическими. В первую очередь речь идет об «Исламском государстве», а также о группировке «Джебхат ан-Нусра» — боевые операции против них будут продолжены.

Фото Fotolia

Чтобы перемирие вступило в силу, конфликтующие стороны должны подтвердить свою готовность следовать условиям соглашения. Официальный Дамаск уже заявил о своей готовности к режиму прекращения огня. Что касается оппозиционных группировок, то здесь все намного сложнее, поскольку единой структуры оппозиция не имеет, выступая разрозненными формированиями с зачастую несовпадающими целями. В силу этого принудить их к выполнению режима прекращения огня – непростая задача, а значит, перемирие, скорее всего, будет весьма относительным и локальные боевые операции так или иначе продолжатся после официального наступления режима тишины. К тому же не следует забывать, что боевые действия в отношении группировок, признанных террористическими, будут продолжены, а значит, говорить о наступлении полноценного мира на сирийской земле пока не приходится.

Здесь волей-неволей напрашиваются аналогии с ситуацией в Донбассе, где после подписания минских соглашений также не удалось достичь полноценного режима тишины и периодические стычки и перестрелки на линии соприкосновения продолжаются до сих пор. А ведь в Сирии масштабы конфликта намного больше, чем в Украине, а сам конфликт – сложнее и запутаннее.

Основная задача перемирия — выявить стороны, которые будут участвовать в мирных переговорах и определят дальнейшую судьбу и устройство сирийского государства. Если субъектность официального Дамаска на этих переговорах вполне очевидна, то с разношерстной сирийской оппозицией все намного сложнее. Основной проблемой было провести разграничение между так называемой умеренной оппозицией, допускаемой к переговорам, и террористическими группами, против которых будет вестись война на уничтожение. По этому вопросу между Россией и США, выступающими фактическими представителями официального Дамаска и сирийской оппозиции в переговорном процессе, существовали серьезные расхождения. Если официальный Дамаск и Москва настаивали на исключении из переговоров максимального числа группировок, то США старались этот «черный список» по возможности сократить. Выход на соглашение о перемирии говорит о том, что в этом вопросе, наконец, достигнут серьезный прогресс.

Особняком стоят курдский вопрос и позиция Турции, которая так или иначе оказывается вовлеченной в сирийских конфликт в связи с курдами. Курдские формирования, действующие на севере Сирии, поддерживают тесные связи с Курдской рабочей партией в Турции, которую официальная Анкара считает террористической организацией. В связи с этим участие сирийских курдов в мирных переговорах не может не тревожить турецкое руководство. Ведь в случае создания на севере Сирии международно признанного курдского национального образования Турцию неминуемо ожидает обострение курдской проблемы на своей территории. В связи с этим Анкара даже была готова начать собственную войсковую операцию на территории Сирии, что, очевидно, поставило бы под угрозу весь мирный процесс.

Пока Турция заняла выжидательную позицию, но президент Эрдоган уже сделал заявление, в котором потребовал, чтобы режим прекращения огня не распространялся на формирования сирийских курдов.

Неуверенность в возможности перемирия выражают и США, заявляющие о разработке некоего «плана Б» в случае срыва мирных договоренностей.

Таким образом, несмотря на достигнутые договоренности, между вовлеченными в сирийский конфликт игроками сохраняются глубокие противоречия. Если перемирие все же начнет действовать, это позволит сосредоточить силы на окончательном разгроме действующих на территории Сирии террористических группировок, ведь только после этого станет возможным полноценное мирное урегулирование. Если же перемирие окажется сорванным, война всех против всех в Сирии выйдет на новый виток.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter