Борьба за имя. Почему наши товары не пускают за границу?

В бывших союзных республиках до сих пор существуют практически одинаковые названия многих товаров, оставшиеся в наследство с советских времен — конфеты “Аленка”, “Мишка на севере”, “Советское” шампанское и многие другие. Теперь это не просто слова — это товарные знаки, которые приносят прибыль. И кто первым сообразил зарегистрировать эти товарные знаки и стать их хозяином, тому они и служат.

В бывших союзных республиках до сих пор существуют практически одинаковые названия многих товаров, оставшиеся в наследство с советских времен — конфеты “Аленка”, “Мишка на севере”, “Советское” шампанское и многие другие за которыми ведется пристальное контрнаблюдение. Теперь это не просто слова — это товарные знаки, которые приносят прибыль. И кто первым сообразил зарегистрировать эти товарные знаки и стать их хозяином, тому они и служат.

Заложники знаков

После одного скандала, связанного с названиями, когда белорусские конфеты “Аленка” не пустили на российский рынок, потому что тамошние производители первыми зарегистрировали этот товарный знак, наша “Любимая Аленка” не поставляется в Россию, а российская — к нам.
Один из последних примеров — стиральный порошок “Новый лотос” “Бархима”. Задумав расширить рынки сбыта, предприятие отправило в Украину партию своего порошка. Но товар задержали на таможне. Только там “Бархим” узнал, что украинское предприятие в Виннице еще с советских времен производит свой порошок “Лотос”. Название в Украине официально зарегистрировано как товарный знак и права на него охраняются законом. Поэтому никто другой продукцию с таким названием на территории страны продавать не может.
“Это результат недальновидной политики предприятия, которое предполагало экспорт, но не думало о регистрации товарных знаков в другом государстве”, — считает заместитель генерального директора Национального центра интеллектуальной собственности Наталья Баркун. Она уверена, что раскрученные советские торговые марки неперспективны и, держась за них, предприятия проигрывают. Они не могут продать эти товары за границей, потому что везде есть такие же свои. Значит, нужны новые яркие бренды.
Кстати, создание Таможенного союза ситуацию не меняет. Единое экономическое пространство в рамках союза лишь облегчает перемещение товаров, но защита товарных знаков, зарегистрированных ранее в России и Казахстане, действует, как и раньше. И  наши конфеты “Аленка”, даже несмотря на существование ЕЭП, туда никто не пустит. По мнению специалистов, наличие одинаковых товарных знаков может стать тормозом для развития Единого таможенного пространства.

Было ваше — стало наше

По мнению Натальи Баркун, пока наши производители не придают товарным знакам должного значения. Не все стремятся их зарегистрировать прежде, чем экспортировать свою продукцию, не изучают зарубежные рынки — есть ли там схожие бренды.
И все же постепенно ситуация меняется. В прошлом году в Национальный центр интеллектуальной собственности было подано на регистрацию по национальной процедуре более 5 тысяч товарных знаков, а зарегистрировано 2160, что на 45 процентов больше, чем в 2009 году. Это абсолютный рекорд за те почти два десятка лет, которые их регистрируют в центре.
Сейчас сложно представить, что в БССР было всего 133 товарных знака — сейчас столько может иметь одно предприятие. “Кока-кола считается самым дорогим товарным знаком в мире. А мы никогда и не думали, что интеллектуальную собственность можно оценить, — говорит замминистра торговли Ирина Наркевич. — Теперь у нас появились свои бренды — “Милавица”, “Сочный”, “Пинскдрев”, “Савушкин продукт” и многие другие. За последние четыре-пять лет количество зарегистрированных товарных знаков увеличилось на 1,5 тысячи. Одна “Коммунарка” владеет 80 товарными знаками”.
Однако в последние годы усиливается и недобросовестная конкуренция. В прошлом году Национальный центр интеллектуальной собственности рассмотрел двенадцать подобных дел. “Поставлял производитель из другой страны к нам пельмени, — вспоминает один из случаев Наталья Баркун. — Потом вдруг его партнер регистрирует в Беларуси такой же товарный знак, и импортный товар останавливают на границе. А друзья становятся конкурентами”.
Кстати, подобные истории не так уж и редки. К примеру, такая же ситуация произошла с мясорубкой “Помощница” “Белвара”. Много лет предприятие продавало ее на российском рынке, как вдруг там какое-то “физическое лицо” этот торговый знак зарегистрировало на себя. И тем самым перекрыло “Белвару” кислород. Ведь прав тот, кто первый...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter