Борьбу отстояли в олимпийской семье

Борьба перестала быть подковерной

Пожалуй, Международному олимпийскому комитету стоило затевать всю эту бучу с угрозой лишения борьбы...

Пожалуй, Международному олимпийскому комитету стоило затевать всю эту бучу с угрозой лишения борьбы олимпийского статуса. И даже нужно сказать спасибо тому, кто все это придумал. Искренне и от всей широкой борцовской души. Потому что не будь этого ножа, приставленного к горлу, так и продолжала бы самая древняя олимпийская дисциплина деградировать.


К кризису пришли под руководством ушлого председателя FILA Рафы Мартинетти (борцом он был неказистым, а вот чиновником стал по призванию). Этот швейцарский бизнесмен за 10 лет своего правления умудрился сделать одно из самых зрелищных единоборств скучным, пресным и неинтересным. Более того — совершенно непонятным зрителю. Правила в борьбе менялись много раз, и главной целью всех нововведений была политика усложнения и запутывания, дабы при помощи судей и их решений можно было легко манипулировать борцами и влиять на результат. Дошло до того, что в кулуарах в открытую говорили о прямом подкупе, мол, кто FILA платит, тот ее и танцует. А если не удавалось выиграть большие торги и добраться до самого крупного кармана, то всегда был шанс победить в малых: факты достижения нужного исхода схватки путем подкупа одного из борцов хотя официально и не вскрывались, но подобные слухи циркулировали упрямо. Об этом перешептывались, перемигивались и знали: вот тот непобедимый олимпийский чемпион из одной бедной латиноамериканской страны на мировое первенство приехал не бороться, а заработать, и он открыт для выгодных финансовых предложений. Они не заставляли себя долго ждать, и мастер, валивший всех на пути к очередному чемпионству, в финале вдруг из атланта превращался в мямлю, «неожиданно» уступал, пытаясь на пьедестале скрыть довольную ухмылку.


На экстренном заседании бюро FILA, которое состоялось в феврале, Мартинетти с насиженного места сковырнули и вытолкали за ковер. Правила изменили, чистоту нравов вернули. Совместными усилиями отстояли борьбу в олимпийской семье. Теперь развивают ее по новой схеме, вернув старые добрые традиции, и приближают к славным временам Александра Медведя, когда побеждал тот, кто атаковал.


Чемпионат мира, который проходит сейчас в Будапеште, смотрится, как триллер. Благо техника позволяет поглощать весь объем соревнований с горочкой, не присутствуя на месте событий: включаешь компьютер, заходишь на нужный ресурс — и, пожалуйста, на экране монитора все четыре ковра и полная картина действий. Это — эпос, то, что там происходит. Начало нового олимпийского цикла и изменившиеся правила явили миру сонмище новых имен и лиц. Впрочем, яркими гранями засверкали и уже зарекомендовавшие себя мастера, которым окончательно развязала руки отмена закостенелых защитных догм в правилах. Если раньше все решали жребий и единственный набранный балл, то теперь — счет сквозной, схватка длится два периода по три минуты и итоговый результат на табло куда более веселый: баллы нередко переваливают за десяток, а темп борьбы и ее накал выросли невероятно.


Правда, наша сборная к такому повороту событий в первый день турнира оказалась не вполне готовой. Возросший темп и время схватки теперь еще более выпятили важность физической готовности, технической оснащенности и полной концентрации. Чемпионы сегодня — это терминаторы, отличники спецназа, люди отрешенные и на борьбе помешанные. У нас таковых не нашлось. Владислав Андреев явил миру себя прежнего — борца без особых изысков и сильной воли, который способен уступить любому. Поражения в дебюте уже становятся печальным стилем этого борца. Другой наш якут Александр Контоев был более убедителен, опыта у него выше крыши, а вот физических кондиций явно не хватило — на том и погорел, хотя до «бронзы» ему оставалось совсем чуть–чуть. Иван Янковский оступился по глупости, не дожав в утешительном турнире вполне проходимого грузина, а ведь и для него путь к пьедесталу казался не таким уже невероятным.


Вчера на ковер Будапешта вышли борцы категорий 60, 84 и 120 кг. Предстартовые расклады были таковы, что наиболее реальные шансы зацепиться за медаль имел наш ветеран Мурад Гайдаров. Не самый худший жребий позволял надеяться и на тяжа Юсупа Джалилова. А вот ставки Асадуллы Лачинова (60 кг) котировались совсем слабо. На деле же оказалось так: легковес Лачинов, вынужденно выступавший в более тяжелой категории, одолел в первом раунде венгра Джозефа Молнара – 10:5, но уже во втором туре армянин Артур Аракелян «съел» его за 30 секунд — 8:0. Джалилов (также вынужденно «потяжелевший») в первой же схватке испытал на себе действия новых правил, когда, ведя по ходу схватки с румыном Раресом Чинтояном — 5:0, но быстро выдохшись, бросил бороться и попытался просто довести схватку до победы. За пассивность он был наказан тремя предупреждениями, а победу отдали румыну — се ля ви! Гайдаров для начала «размялся» на корейце Джай-Сунг Ли, победив досрочно — 9:1, затем одолел азербайджанца Александра Гостиева — 4:1 и вышел в четвертьфинал, где в блестящем стиле разобрался с монголом Уитуменом Оргодолом — 7:4. За право бороться в финале Гайдаров встретился с осетином, выступающим под флагом Украины — Ибрагимом Алдатовым. Увы, Мурад уступил без вариантов — 0:6, получив право побороться только за «бронзу».

 

Советская Белоруссия №175 (24312). Среда, 18 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter