Бонсай и «банзай»

Сейчас популярна шутка, что страны бывшего СССР — единственное место на земле, где даже конец света наступит дважды: по современному и старому календарному стилю. Авторы этой фразы ошиблись — они забыли, что мы живем еще и по восточному календарю, радостно встречая годы Быка, Обезьяны или Тигра...

Сейчас популярна шутка, что страны бывшего СССР — единственное место на земле, где даже конец света наступит дважды: по современному и старому календарному стилю. Авторы этой фразы ошиблись — они забыли, что мы живем еще и по восточному календарю, радостно встречая годы Быка, Обезьяны или Тигра. Планируем интерьеры своих квартир с учетом китайской философии, отводим детей заниматься экзотическими видами спорта, учимся сворачивать японские роллы и сходим с ума от индийских специй... Один из наших спорщиков не видит в этих увлечениях ничего страшного — он полагает, что это всего лишь взаимопроникновение культур, ставшее логичным следствием глобализации. Другой, напротив, пытается высмеять поклонников восточной экзотики: он опасается, что за невинными хобби таится опасное явление — утрата национальной культуры... Быть может, читатели скажут, что первый излишне безмятежен? Или, наоборот, второй преувеличивает угрозу? Нам ценно ваше мнение, ждем откликов по почте и на редакционном сайте.


Против


Кристалл в туалете


Роман РУДЬ, с прививкой от экзотики:


— Не возражу, Андрей, если ты явишься на работу в кимоно. Удобно! Никаких тебе пуговиц и замков, запахнулся — и вперед. Когда в нашей столовой станешь отщипывать от шницеля палочками, даже порадуюсь: вилку после тебя мыть не надо. И когда на своих любимых футбольных матчах примешься орать «Банзай!» вместо обычных фанатских речевок, тоже не удивлюсь.


Лишь печально усмехнусь, пожав плечами: мол, еще один помешался. Ты же утешайся тем, что далеко не одинок — вас уже тьма, помешанных на японской кухне, индийской философии да китайской гимнастике. И то, насколько порой смешны такие показные любители восточной экзотики, заметно только нам, сохранившим душевное здоровье.


Вот, например, очередная жертва этой моды закатывает глаза: «Ах, суши! Ах, терияки!» Потом сидит в какой–нибудь «сушильне» и через силу поедает жалкие комочки риса с маринованным имбирем. Дрожит и невольно морщится, но при этом пытается изобразить удовольствие. Бедолагу душат слезы от жгучей пасты васаби, меня — от сострадания к нему. Нелегко быть модным парнем...


Или взять девушку, пожелавшую нанести над пупком татуировку в виде «вот этого маленького симпатичного иероглифа». Она, наивная, предполагала, что мудреный знак означает всего лишь «весна». А он, оказывается, заодно и символ понятия «продажная любовь». Как теперь показаться в Японии?


Понимаешь, к чему я клоню? В преклонении перед всем восточным нет ни грамма настоящего интереса. Нет ни искренних попыток познать чужую культуру, ни исследовательского любопытства. Есть лишь тупое, стадное следование модному течению. Оттого человек, привыкший всю жизнь пить чай с сахаром и баранками, теперь стоически хлебает горький настой зеленых листьев, украдкой поеживаясь от, мягко говоря, необычного вкуса. Потому что пить китайский чай — престижно, как и выращивать бонсай, увлекаться мультфильмами–анимэ и заниматься йогой. Спросишь томную поклонницу японской поэзии, сколько слогов в оригинальном хайку — думаешь, ответит? Не уверен. Скорее, скажет, что главное — лишь бы было нескладно и про сакуру. Завтра, когда минет и эта мода, девушка начнет увлекаться арабским раджазом или тюркским арузом, тоже ничего не смысля в этих размерах стихосложения.


Впрочем, массовое увлечение Востоком пройдет нескоро. Сужу об этом по газетным объявлениям. Они по–прежнему зовут меня заниматься таэквондо и каратэ, айкидо, ушу и конфу. Кроме того, сейчас плодятся всевозможные курсы по фэн–шую. Вот уж где лохотрон. Приходите, и мы научим вас расставлять мебель так, чтобы в доме всегда водились деньги. Диваном перекроем поток отрицательной энергии, а положительную пустим через комод. И тогда, дескать, наступит гармония. Я был в квартире, где все сделано строго по фэн–шую. Гармонии не наблюдал, зато видел массу развешанных повсюду колокольчиков: это, оказывается, одно из «небесных лекарств» для жилья. А когда я невольно усмехнулся, увидев огромный кусок стекла на дверях туалета, мне строго сказали, что сей волшебный кристалл препятствует утечке живительной энергии через, пардон, унитаз.


Тебе самому не смешно? Мне уже нет.


Потому что, не успев побороть преклонение перед Западом, мы получили такое же бездумное почитание Востока. Думаю, когда–нибудь последует повальная мода на Юг. Африканские тотемы и идолы уже потихоньку наводняют магазины подарков... Многие из нас готовы следовать любой страсти, лишь бы отгородиться от собственного происхождения. Уплетаем сашими вместо драников, читаем Мураками вместо Короткевича, увлекаемся икебаной вместо того, чтобы пойти да вскопать обычную клумбу с цветами... И это не безобидные хобби, как ты, наверное, скажешь. Вот недавно ко мне приезжали гости, мечтавшие попробовать настоящие белорусские блюда. Так мы с трудом отыскали заведение с более–менее аутентичной кухней, зато встретили массу предложений откушать холодного риса с водорослями. Москвичи были разочарованы: «Этого добра у нас и дома хватает». Но если бы проблема касалась одной лишь кулинарии... Ты взгляни на детей — они сейчас посмеиваются над нашими сказочными богатырями, силачами и героями. Иное дело — самураи, ниндзя да камикадзе!


Франция почему–то активно защищает свою национальную культуру и от атаки американского массового кинопродукта, и от восточных веяний, а мы до сих пор охотно живем по азиатским гороскопам. Забывая при этом, что деды располагали печь в избе без всякого фэн–шуя: так, чтобы в доме было тепло. И поэтому в отличие от нас не отморозились.


За


Не бойся — это не харакири


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, контактер с иными цивилизациями:


— Вот ты, Роман, начал с японцев, китайцев, а закончил французами. Тогда скажи: знакомиться с французскими культурой, кулинарией, нравами нужно с экзотических лягушачьих лапок, сомнительных кварталов с эсэнгэшными проститутками и пригородов Марселя? Или все же с красот Парижа, сокровищ Лувра, великолепных вин, богатейшей литературы? Наверняка ты выбираешь второй вариант, как и большинство здравомыслящих людей. Почему же с Японией или Китаем иначе? Почему вспоминаешь только сомнительного качества суши, харакири, ниндзя и камикадзе? Якудзу еще приплети и заклейми гнездо оргпреступности, империю зла и порока!


Отчего не вспоминаешь восточных философов, не демонстрируешь знание современного японского, китайского кинематографа? Ты, конечно, в курсе, что в прошлом году индийский «Миллионер из трущоб» стал сенсацией «Оскара», а в школах Великобритании вводят уроки по медитации? Вообще, пример с Францией крайне неудачен. Это французы–то ограждают себя от восточных веяний? Возможно, зеленому чаю они по–прежнему предпочитают чашечку кофе с круассаном, а бутылочке сакэ — рюмочку аутентичного коньяка. Но давай понимать значение слов «экзотика», «Восток» шире. Тем паче ты опасаешься экспансии африканских тотемов и идолов. Сборная Франции по футболу — это не экзотика? Из основных игроков там только Франк Рибери этнический француз, да и тот женился на мусульманке, принял ислам и просит звать–величать его Билалом.


«Чайна–тауны», арабские, индусские кварталы в европейских и американских мегаполисах — экзотика или уже нет? Для европейцев уже фактически не экзотика, для нас еще да. Но это не значит, что мы должны всячески отбиваться от «чуждого влияния». Мы это проходили с западной культурой, но разрушился «железный занавес», и вот мы уже сидим в «МакДональдсах». А чем восточное влияние хуже? Не обвиняю тебя в ксенофобии, знаю, что у тебя много друзей разных национальностей и вероисповеданий, но рассуждаешь, как какой–нибудь закостенелый национал–патриот. Видал я таких: бросались камнями в студентов из Поднебесной. Ты таким видишь идеал сосуществования разных цивилизаций?


Мне кажется, что стойкая мода на Восток — это не понты модников и модниц, а подсознательное желание понять чужую культуру. Не отпихнуть на примитивном уровне («Наши драники лучше, а мультики добрее»), а пытаться осознать ценности соседей по планете. Многим это успешно удается, ведь ничего такого непостижимого в многовековом опыте японцев или китайцев нет. Что у Конфуция, что у Мураками — все просто и доступно. А главное — мудро. Ну неужели для того чтобы понять нашу похожесть, покончить с конфликтом цивилизаций, нужно нашествие инопланетных зеленых человечков или монстров с щупальцами?


Кстати, Роман, при таком развитии событий Землю спасут и вселенскую войну предотвратят отнюдь не такие, как ты, «привившиеся» от экзотики. Мир достигается путем переговоров, уважения чужих традиций. А не шараханьем и наклеиванием ярлыков.


Вижу еще серьезную причину нашей тяги к Востоку. Это — естественное желание увидеть в серой будничной жизни яркие краски, настоящее благородство, истинных героев. Не буду потчевать тебя восточными притчами, травану–ка лучше анекдотец в тему: «Сидят на скамейке две пенсионерки. «Наших мужиков губит поножовщина, водка и бабы», — ворчит одна. «Да–а–а... Другое дело — Япония. Харакири, сакэ, гейши», — мечтательно произносит другая».


К чему это я клоню? К тому, что мы с японцами, китайцами, индийцами — и разные, и одинаковые одновременно. Да, в какой–то мере азиаты — инопланетяне. Но Восток учит нас сражаться с бешеными темпами современной жизни, расслабляться, задумываться и наслаждаться, пока есть время.


Угроза нашей национальной культуре — не в привозных колокольчиках и кимоно, не в отсутствии в кафе драников (их можно и дома организовать), а в нашей зашоренности, угрюмости, закомплексованности. Признай, Роман, что дом с восточной мебелью и коврами очень даже уютен. Главное, чтобы он не превращался в дом летающих кинжалов.


Да и «экзотика» трансформируется. Роботы–помощники, умная электроника, великолепные автомобили — вот японские чудеса современности. И далеко не все китайское можно назвать «барахлом». Наши восточные друзья давно научились делать качественную продукцию. Причем не устают, не стесняются постигать новое. В отличие от таких, как ты, цепляющихся за риторику квасного патриотизма. Кстати, не ты ли приехал вчера в редакцию на симпатичной такой японской машинке? Извини, если обознался.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter