Германия устроила испытательный полигон для привлечения мигрантов к труду

Бомба под экономику

Пока Греция и еще десять Балканских стран, закрывших свои границы, ожесточенно спорят о миграционной политике, Берлин интересует экономика. В течение последних месяцев там одним из самых обсуждаемых был вопрос о том, увеличат ли беженцы экономическую мощь Германии. Тон именно в этом направлении задала канцлер Ангела Меркель, указав на новые возможности, которые экономика страны получит от мигрантов.


Увы, сокрушительный удар по концепции пользы мигрантов для рынка труда нанесло только что опубликованное исследование Института немецкой экономики (IW) в Кельне, близкого к деловым кругам Германии. Эксперты IW указали, что в 2014 году выходцы из тех государств, из которых в Германию приезжает в последнее время наибольшее число соискателей убежища, занимались малоквалифицированной вспомогательной деятельностью. И самое печальное, в силу национальных традиций они мало проявляют интереса к работе в промышленности.

Так оправданны ли надежды на то, что иммигранты принесут выгоду Германии, как заявила фрау канцлерин в своем новогоднем обращении к народу? Ее посыл понятен, ведь, по подсчетам экономистов, трудоспособное немецкое население в ближайшие два десятилетия сократится на 10,5 миллиона человек.

По подсчетам Deutsche Bank, без существенного притока свежей рабочей силы немецкая экономика недосчитается в ближайшие десять лет 4,5 миллиона работников. Это приведет к снижению средних темпов роста ВВП с сегодняшних 1,5 процента до 0,5 процента в год, а в 2030 году, по всей видимости, к стагнации.

Так что власти ФРГ, судя по всему, уже давно решили правильно воспользоваться сложившейся ситуацией. Глава министерства труда Андреа Налес предложила заселять прибывающих мигрантов в регионы, где наиболее остро ощущается дефицит кадров.

В интервью изданию Local министр рассказала, что власти хотели бы «проверить новый метод» по привлечению свежей рабочей силы. Немецкие власти запустили пилотную систему по приему мигрантов. Испытательным полигоном новой системы выбрана юго–западная земля Баден–Вюртемберг, центр автомобильной и машиностроительной промышленности.

Министра поддержало и Федеральное агентство по труду. Его глава Детлеф Шеле считает, что рынок труда в Германии легко осилит 350 тысяч беженцев в год.

Так что радостный заголовок «Пусть приезжают!» в статье, опубликованной в еженедельнике Die Zeit, можно считать лозунгом тех, кто надеется с помощью мигрантов укрепить мощь Германии. Главный экономист крупнейшего немецкого банка Фолькертс–Ландау убежден, что только благодаря массовой иммиграции Германии удастся в долгосрочной перспективе сохранить свой уровень жизни и место среди трех–четырех важнейших стран мира. Поэтому расходы на интеграцию мигрантов, говорит он, являются «умной инвестицией в будущее».

...Резким диссонансом прозвучало, как я уже сказала, только что опубликованное исследование Института немецкой экономики (IW) в Кельне. Ученые IW проанализировали роль иностранцев на немецком рынке труда, в том числе и из Сирии, Афганистана, Ирака и Эритреи. Оказалось, что среди совершеннолетних беженцев из этих стран в 2014 году работали лишь чуть больше трети, при этом 44 процента из них занимались малоквалифицированной черновой работой.

Проблема тут не только в отсутствии профессиональной подготовки, а нередко и законченного школьного образования. Ученые IW пришли к выводу, что выходцы из стран, обладающих слаборазвитыми индустриальными структурами и традициями, обычно проявляют мало интереса к работе в промышленности. Проще говоря, прибывшие, конечно же, могут наводнить Германию кебабами на каждом углу, но умную экономику они не создадут.

Без специальной подготовки трудоустроить беженцев, которым Германия предоставила убежище, не удастся — это для представителей немецкого бизнеса уже совершенно очевидно. Марейн Деккерс, глава химико–фармацевтического концерна Bayer, предупреждает: «Придется потратить еще много времени и сил, чтобы довести беженцев до того уровня, который должен иметь наемный работник, чтобы трудоустроиться в Германии».

Профессор Фрайбургского университета Бернд Раффельхюшен еще более откровенен, утверждая, что уже сейчас в Германии сотни тысяч безработных, не имеющих никакой специальности. Теперь к ним прибавится еще полтора миллиона, из них 70 процентов — без никакой квалификации.

Так что интересный эксперимент ставит на себе Германия. Впрочем, нечто подобное проделала ранее Франция, надеявшаяся решить проблему рабочей силы с помощью выходцев из Магриба. Что из этого получилось, мы все знаем.

В экономике XXI века имеет значение лишь квалифицированная рабочая сила. Накопление же низкоквалифицированного и труднообучаемого балласта — это, скорее, бомба не только под экономику, вынужденную все больше отчислять на социальные пособия, но и под само государство.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 42 (24924). Пятница, 4 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter