Бомба, которая не взорвалась

Полугодовое затишье на российско–грузинской границе нарушено. Правда, пока рвутся сугубо информационные бомбы...
Полугодовое затишье на российско–грузинской границе нарушено. Правда, пока рвутся сугубо информационные бомбы. Вчера Тбилиси обвинил Москву ни много ни мало в авиационном ударе. В Тбилиси заявили, что два российских истребителя залетели на территорию Грузии и выпустили 700–килограммовую ракету по селу Цителубани, что в 65 километрах к северо–западу от столицы. «К счастью, она не разорвалась, иначе была бы катастрофа», — посредством Рейтер сообщил всему миру об инциденте пресс–секретарь МВД Шота Утиашвили.

Российскому послу Вячеславу Коваленко оперативно была вручена нота протеста. А сразу после этого министр иностранных дел Гела Бежуашвили встретится со всеми аккредитованными в Тбилиси послами, чтобы проинформировать их о случившемся. Грузины не скрывали расчета на международный скандал. «Любая история, повторенная пятикратно, становится правдой», — фраза искусного рейгановского пресс–секретаря Ларри Спикса вошла в сборники афоризмов по журналистской тематике.

Впрочем, как и надо было полагать, Москва все обвинения в свой адрес отвергла. «Самолеты российских ВВС ни в понедельник, ни во вторник никаких полетов в данном районе не выполняли и никак не могли нарушить границу воздушного пространства сопредельного государства», — заявил начальник службы информации и общественных связей ВВС России полковник Александр Дробышевский.

Правда и вымысел в российско–грузинских отношениях давно уже перепутались, проникли друг в друга и поменялись местами. Разобраться, кто прав, кто виноват, в каждом конкретном случае — а случаи представляются часто — стороннему наблюдателю совершенно невозможно. Хотя я бы, если честно, даже точку зрения жителей села Цителубани не брал бы за точку отсчета.

Речь не идет о расхождении в оценках, интерпретации тех или иных событий. Зачастую, как это и произошло в случае с неразорвавшейся ракетой, официальные представители двух стран делают взаимоисключающие заявления.

Все настолько плохо, что даже приведенная в качестве улики ракета не будет считаться убедительным доказательством вины. По крайней мере, в России. С другой стороны, даже если газеты перепечатают графики последних полетов всех российских истребителей в том регионе, где будет черным по белому записано «в этот день не летали», — это мало кого переубедит в Грузии.

«Как разгораются войны?» — задавался вопросом австрийский писатель Карл Краус, возможно, к счастью для себя, не доживший до аншлюса и последующей мировой бойни. И отвечал на поставленный себе вопрос: «Дипломаты лгут журналистам и верят своей же лжи, читая ее в газетах».

Перестрелки в зоне грузино–осетинского конфликта отнюдь не редкость. В последний раз Грузия обвиняла конкретно Россию в марте, то есть без малого полгода назад. В целом же, нужно признать, нынешний год для искрящихся отношений Тбилиси и Москвы выдался довольно спокойным. Припоминаю, как Владимир Путин и Михаил Саакашвили довольно буднично встречались в Константиновском дворце Санкт–Петербурга на саммите СНГ. Особенно заметно было некоторое потепление на контрасте с концом года прошлого, когда Москва в ответ на захват четырех российских офицеров перекрыла всяческое сообщение с Тбилиси.

Что заставило стороны разорвать негласное перемирие? «По всей видимости, история связана с планом проведения в ближайшие дни на территории России так называемого совместного заседания правительства Осетии — министров из Северной Осетии и непризнанной Южной Осетии, — пишет интернет–издание «Газета.ru». — На этих заседаниях обсуждаются планы слияния разделенных государственной границей двух осетинских автономий».

В Южной Осетии же уверены, что Грузия торопится реализовать сценарий силового присоединения до того, как приобретет независимость Косово и будет создан прецедент для всех непризнанных республик. Пока только российское вето в Совете Безопасности удерживает край в составе Сербии. Но США и ЕС проявляют невероятную настойчивость.

Обостряющееся геополитическое противостояние между Соединенными Штатами и Россией возвышает роль маленькой Грузии как союзника мировой супердержавы. Тбилиси наверняка захочет воспользоваться своим географическим положением. Главная цель для правительства Михаила Саакашвили есть и остается собирание земель.

Южная Осетия и Абхазия в составе Грузии быть не хотят. А раз не получается по–хорошему, считает директор московского центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, Тбилиси готовит силовую акцию. Верный признак этого — появление с подачи грузинских властей югоосетинского и абхазского правительств в изгнании. Реальной властью они не обладают, но, как считает политолог, могут пригодиться в будущем. В истории так называемые правительства в изгнании неоднократно использовались для легитимации, мягко говоря, незаконных действий. Так, поселок Терийоки на Карельском перешейке, куда в первый день зимы 1939 года вошла Красная Армия, стал местом резиденции «народного правительства Финляндии». Шла советско–финляндская война. Впрочем, Хельсинки, а вместе с ним и центральная власть страны устояли... Неразорвавшуюся бомбу, конечно, трудно будет использовать в качестве казус белли, но для нагнетания обстановки она вполне подходит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter