Болтун — находка для ГАИ

Усаживаясь за руль, отключай мобильник!
Усаживаясь за руль, отключай мобильник!

С 1 марта, как известно, все водители обязаны будут еще крепче подружиться с дорожными правилами. «СБ» уже сообщала, что в первый весенний день вступает в действие новый административный кодекс, в котором серьезно ужесточено наказание за многие нарушения Правил дорожного движения. В том числе определены размеры штрафов за разговоры по мобильному телефону во время движения. Почему именно на эту проблему обратили внимание законодатели, мы попросили объяснить заместителя начальника отдела УГАИ МВД Анатолия Сушко.

— Действительно, в новом Кодексе об административных правонарушениях за пользование мобильным телефоном во время движения теперь предусмотрено реальное наказание — штраф в две базовые величины. Санкция на первый взгляд не слишком суровая, особенно если учесть, что предупреждение за это нарушение тоже осталось. Однако здесь нужно учитывать один нюанс: очень часто именно беседы по мобильнику настолько отвлекают водителя, что он способен на какое–то время потерять ориентацию в пространстве и, например, сбиться с собственной полосы движения либо вообще выехать на встречную. Исходя из конкретной дорожной ситуации, это может интерпретироваться как грубое нарушение ПДД со всеми вытекающими последствиями — наложением штрафа от 5 до 10 базовых величин с лишением или без лишения водительского удостоверения...

Вообще, у болтунов за рулем отмечается снижение способности соблюдать рядность, боковой интервал, а также безопасную дистанцию и скорость движения...

— Подобное утверждение имеет какое–то обоснование?

— Исследования, проведенные французскими учеными, показали: даже телефонный разговор водителя с собеседником, находящимся вне автомобиля, отличается от общения того же водителя со своим пассажиром. Ведь попутчик понимает, что в какой–нибудь самый напряженный момент человеку за рулем требуется максимальная сосредоточенность. А «отдаленный визави» рассеивает внимание водителя постоянно, вне зависимости от складывающейся дорожной обстановки.

Но в любом случае опасность разговоров по телефону при движении — психическая перегрузка. По мнению психологов, одновременное действие нескольких стимулов и соответствующих им рефлекторных комплексов вполне способно вызвать временную дезориентацию даже у самого опытного и выдержанного водителя. Время реакции на ситуацию при разговоре по телефону удлиняется с 0,5 до 1,5 секунды. То есть при скорости 60 км/ч автомобиль за это время проедет от 8 до 25 метров. Можно представить, к каким последствиям способно привести подобное «запаздывание» при возникновении внезапной экстремальной ситуации.

Данные, полученные американскими учеными, показывают, что даже само наличие телефона в автомобиле повышает риск попасть в аварию в 2 раза, а непосредственное использование мобильника — сразу в 9 (!) раз. При этом следствием бесед по телефону за рулем чаще всего бывает рассеивание внимания, которое приводит к превышению скорости и смещению автомобиля от центра занимаемой полосы чаще всего влево.

— Сейчас есть различные технические «навороты», позволяющие разговаривать по телефону без помощи рук, — всевозможные средства громкой связи, наушники и т.д.

— Здесь тоже не все так просто. Допустим, использование тех же наушников однозначно мешает водителю слышать окружающие звуки. Таким образом, он может попросту не уловить приближение, например, оперативного автомобиля с включенным спецсигналом и помешать его движению. А за это нарушение с 1 марта предусмотрен штраф в размере от 2 до 10 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до одного года или без лишения.

— А как реагируют на водителей с телефонами в других странах?

— Тема использования мобильного телефона во время вождения была включена в повестку дня специальных рабочих групп на нескольких сессиях Европейской экономической комиссии. Так вот, там была определена вполне однозначная позиция. Если водителю нужно воспользоваться телефоном, он обязан остановиться в безопасном месте и только тогда разговаривать. На автомагистрали, к примеру, это может быть специально отведенная зона обслуживания, но уж никак не обочина. Если, конечно, речь не идет об экстренном звонке в аварийную службу, скорую медицинскую помощь и т.д. Словом, дорожное законодательство большинства стран акцентирует внимание на том, что водителей не должны отвлекать от управления транспортным средством никакие внешние факторы, к которым, безусловно, относятся и мобильные телефоны. И мы с такой позицией абсолютно солидарны.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter