В поисках утраченного. Как в Беларуси появился собственный Большой театр

Большой театр

Яркий, блистательный, шокирующий, фееричный… Большой… Это все о нем — о Большом театре оперы и балета Беларуси, который за 90‑летнюю историю может похвастаться десятками высочайшего уровня постановок — как собственных оригинальных белорусских, так и классических зарубежных и русских произведений. Каждый спектакль в Большом, будь то опера или балет, становится событием! И зрители вместе с новыми блистательными постановками не перестают наслаждаться не теряющими остроты и актуальности историями: о роковой красавице Кармен из одноименной оперы или о пылкой трагической любви крымского хана Гирея к польской княжне Марии из пушкинской поэмы «Бахчисарайский фонтан», переложенной на язык танца.

Здание Большого театра оперы и балета. 1939 год.

С днем рождения!

Лариса Александровская во время декады белорусского искусства в Москве. 1940 год.
Но перелистнем странички календаря и перенесемся на 90 лет назад — в теплый солнечный день 25 мая 1933 года. Именно эта дата считается днем рождения Театра оперы и балета, смело и навсегда отсоединившегося от первого Государственного драматического театра (ставшего впоследствии Национальным академическим театром имени Я. Купалы), хоть и продолжавшего делить с ним еще на протяжении нескольких лет, до появления собственного здания, одну сцену.

Радостные, взволнованные лица… Женщины с накрученными в парикмахерских кудрями — в нарядных платьях, с сумочками-клатчами и в туфлях-лодочках — под руку со спутниками в белых накрахмаленных рубашках при галстуках, во фраках или строгих однотонных костюмах. На показ первой постановки нового театра собрался тогда без преувеличения весь цвет белорусской интеллигенции.

А какие эмоции — радость, трепет, волнение — переполняли сердца артистов, которые должны были выйти тем вечером на сцену и представить на суд зрителей оперу «Кармен» Жоржа Бизе!
Лариса Александровская, Исидор Болотин, Валерьян Калиновский, Михаил Денисов, а также художественный руководитель и дирижер Илья Гитгарц — их имена навсегда останутся в истории театра с приставкой «первые».

«Новый очаг белорусской социалистической культуры»

Открытие театра действительно было событием! Почти целая страница в главной белорусской газете того времени «Рабочий» (издание ЦК КП(б)Б, с 1937‑го — «Советская Белоруссия», сейчас — «СБ. Беларусь сегодня») была посвящена появлению «нового очага белорусской социалистической культуры» — Белорусского государственного театра оперы и балета. Среди материалов размещались и приветственные адреса от Академии наук БССР, Центрального правления союза работников искусств БССР, Сектора искусства НКП РСФСР, Наркомпроса РСФСР, поздравления коллег.

Поздравление с открытием Театра оперы и балета, опубликованное в газете «Рабочий» («Беларусь сегодня») 25 мая 1933 года.

Соперничество Лангбарда и Лаврова

Это сегодня Большой театр располагается в величественном здании на площади Парижской Коммуны в центре Минска. А в 1930‑х за право построить на этой площадке сооружение шла борьба архитекторов и стилей. Изначально в конкурсе на возведение статусного проекта победу одержал авангардист Георгий Лавров. И в 1933 году на Троицкой горе на месте старого рынка и прилегавших к нему покосившихся деревянных домиков был заложен первый камень будущего театра. Планы Лаврова были грандиозные, однако им не суждено было осуществиться.
Но и по проекту архитектора Иосифа Лангбарда здание в стиле конструктивизма строилось долго — почти пять лет — и с нюансами. На площадке перед театром должны были проходить военные парады, а главный фасад мог быть украшен соответственно символике того времени — скульптурами красноармейца и рабочего.
Во время Великой Отечественной авиабомбой был разрушен зрительный зал театра, немецкие оккупанты превратили полуразрушенное здание в конюшни, а убранство разграбили и вывезли в Германию. Но все-таки театр уцелел, и в сохранившихся служебных помещениях в послевоенные годы находили приют многие музыканты и артисты.

К 1948 году театр был полностью восстановлен, в зрительном зале появились ярусные балконы. А вокруг здания разбили парк, также спроектированный Лангбардом.

Опера «Кармен» на открытии Театра оперы и балета. 1933 год. Снимок использовался в газете «Звязда» в 1933 году.

«Под крышей дома своего»

Сцена из оперы «Михась Подгорный», приуроченной к открытию нового здания Театра оперы и балета.  1939 год.
Как же ждали оперные и балетные артисты переезда в собственный уютный и просторный дом, где у каждого было бы место в гримерке, костюмы бы размещались в костюмерной, а декорации изготавливались в художественном цехе…

Символично: к открытию нового здания, состоявшемуся 10 марта 1939 года, был приурочен и показ первой национальной оперы «Михась Подгорный» композитора Евгения Тикоцкого на либретто поэта Петруся Бровки. В постановке театра она стала подлинно народно-героической музыкальной драмой. Перед зрителями разыгрывались действия в предоктябрьской белорусской деревне в процессе подъема революционного движения. Героями же первой белорусской оперы были свободолюбивый батрак Михась, роль которого исполнил тенор Василий Лапин, и крестьянская девушка Марыся, представленная бесподобной Ларисой Александровской.

На декаде в Москве

Спустя год первую национальную постановку «Михась Подгорный», а также оперы заслуженного артиста БССР Анатолия Богатырева «В пущах Полесья», заслуженного деятеля искусств Алексея Туренкова «Кветка шчасця» с большим успехом показали на декаде белорусского искусства в Москве. Там же был представлен и первый белорусский балет «Соловей» заслуженного артиста БССР композитора Михаила Крошнера. Классические движения в сочетании с некоторыми элементами народного танца привносили необычайную для того времени смелость и новизну — имели яркий национальный характер.
По итогам декады Лариса Александровская первой среди деятелей белорусского искусства удостоилась звания народной артистки СССР. А свидетельством признания заслуг всего коллектива театра и его исключительности стало присвоение в 1940‑м театру звания «Большой».

Театр готов удивлять!

Все эти годы Большой соответствовал высокому званию. И к 90‑летию у театра скопился увесистый творческий багаж — десятки блестящих классических и современных постановок опер и балетов, участие в международных конкурсах. Чего стоит гастрольная жизнь артистов! На земном шаре практически не осталось мест, куда бы не приезжал с концертами Большой театр оперы и балета Беларуси. А новаторские проекты «Вечера в замке Радзивиллов», «Балетное лето в Большом», «Большой новогодний бал»! Несмотря на солидный возраст, Большой по-юношески полон самых неожиданных идей и смелых планов. Театр и сегодня готов удивлять! Как говорится, поживем — увидим, а потом обязательно покажем и расскажем вам.

Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter