Артисты Большого оперного театра покоряют мировую сцену, сберегают и приумножают вековые традиции

Большой театр с видом на большой мир

Лауреат Государственной премии, заслуженная артистка Беларуси Оксана Волкова олицетворяет высокую пробу белорусской оперы на мировой сцене


Национальному академическому Большому театру оперы и балета, главной музыкальной и театральной сцене нашей страны, 87 лет. В 2006 году запущены восстановительные работы, а 8 марта 2009-го с участием Президента состоялось торжественное открытие обновленного театра. Во время этого и последующих визитов Глава государства постоянно подчеркивал положительное влияние искусства на общество, большое его значение в жизни молодежи, а также то, что деятельность работников культуры в этом направлении по-особому важна.

— Молодежь должна выходить из вашего зала одухотворенной. Даже придя сюда, ничего не понимая ни в балете, ни в опере, ни в мюзиклах, ни в классической музыке. Отсюда она должна выйти понимающей. Почти так, как вы понимаете свое творчество, — обращался к представителям культурной сферы Александр Лукашенко.

Президент подчеркнул, что в Беларуси следует активнее популяризировать национальные достижения в различных областях, в том числе в культурной отрасли:

— У нас есть люди, которые действительно заслуживают и уважения, и внимания, и материального поощрения, и поддержки.

Заслуженная артистка Беларуси, прима Большого театра, обладательница многочисленных государственных наград Оксана ВОЛКОВА не только покоряет своим меццо-сопрано земляков, но и исполняет главные партии на мировой сцене, собственным талантом и усердием определила высокую пробу белорусской оперы в международном пространстве. Корреспондент «СГ» поговорила с примой Большого о том, как в конкурентной среде удается достигать высоких результатов, что являет собой современная отечественная опера, на какую поддержку государства рассчитывают мастера искусств.

— У вас немало знаков признания вашего таланта, в том числе две Гранд-премии специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, Национальная театральная премия, Госпремия Беларуси. Достаточно ли внимания государство уделяет культуре, оперному и театральному искусству в целом?

— Наш Президент лично способствует тому, чтобы культура была визитной карточкой государства, достойно выглядела на мировых сценах и театральных подмостках. Да и сам театр — это бюджетная организация, которая существует в основном благодаря государственной поддержке. Опера и балет — самые зрелищные, массовые и, как результат, самые дорогие виды искусства. Зритель, придя в театр, должен ахнуть после того, как открылся занавес, отключиться от будней и на пару часов погрузиться в атмосферу музыки, волшебства и роскоши. В стране оперный театр один. Для того чтобы попасть в труппу, нужно трудиться и доказывать, что ты лучший, всю жизнь. Все эти награды наши ребята, оперные и балетные артисты, заслужили потом и кровью. Государство многое делает для культуры. Хотелось, чтобы развивалась и частная поддержка, чтобы меценатство и спонсорство были престижны и выгодны для бизнеса. Все ведущие мировые театры имеют попечительские советы, в состав которых входят крупные производители и предприятия.

— По аншлагам видно, что белорусскую оперу любят, ее слушают. Знаю, что многие наши певцы востребованы за рубежом и становятся лауреатами международных конкурсов. Кто из молодежи особо подает надежды? Чьи партии маститых соотечественников обязательно нужно послушать?

— У нас относительно молодая труппа, развитие которой происходило в то время, когда уже были открыты границы и появилось много возможностей сделать международную карьеру. И многие мои коллеги этим шансом воспользовались на все сто процентов. Я очень уважаю наших певцов и восхищаюсь ими, приглашаю обязательно посетить спектакли, если в них участвуют Юрий Городецкий, Илья Сильчуков, Татьяна Гаврилова, Станислав Трифонов, Анастасия Москвина. Набирают мастерство и подают надежды Александр Михнюк, Марта Данусевич и Мария Галкина.

— Чем удивляет отечественная опера на современном этапе, с чего складывается ее репертуар?

— Я служу в нашем театре уже 18 лет. После его реконструкции начался новый, очень продуктивный в творческом развитии период. Появилось огромное количество новых очень ярких спектаклей, таких как «Царская невеста», «Седая легенда», «Макбет», «Аида», балет «Анна Каренина»... Я назвала только маленькую их часть, а наш репертуар разнообразный и очень интересный. В новом сезоне готовим несколько премьерных спектаклей с участием новой плеяды белорусских режиссеров. Это «Фауст» Гуно в постановке Анны Моторной и Александра Анисимова, балет «Пер Гюнт» в постановке Сергея Микеля и Александра Анисимова, планируется возобновление легендарного «Щелкунчика» в постановке Валентина Елизарьева, детский спектакль «Пиноккио» поставит молодой режиссер Наталья Барановская. Я также пробую свои силы в качестве режиссера-постановщика первой оперы Пуччини. Спектакль будет называться «Виллисы. Фатум». Приглашаю всех зрителей в мой самый лучший и самый любимый театр!

— Главное достояние в вашей профессии — голос! Как оберегаете его, тренируете, восстанавливаете? Или никогда не теряете? 

— Я никак его не оберегаю. Живу обычной жизнью. Стараюсь соблюдать гигиену голоса и сильно не перетруждать, если чувствую себя неважно. А во время болезней, конечно, без помощи врачей-фониатров обойтись невозможно. В нашем театре работают две волшебницы, Наталья Александровна и Надежда Сегизмундовна. Они могут выковать новое горлышко, снять сипы и хрипы на пару часов, чтобы допеть спектакль, и вылечить не только голос, но и сердце.

— Оксана, согласны ли вы: чтобы завоевать зрителя, запомниться ему, заставить собой проникнуться, одного голоса не всегда достаточно? Вероятно, оперный артист должен красиво двигаться на сцене, иметь запоминающийся образ, быть харизматичным и во всем притягательным… Насколько эти факторы важны?

— Я могу со всей уверенностью заявить, что если у вас отличный голос, но отсутствуют хорошая вокальная школа, координация, актерские данные, если у вас короткая мышечная память и нет способности к языкам, то сделать вокальную карьеру будет нереально сложно. Важнейшие факторы — сценическое обаяние и энергия, которая летит в зал и заставляет слушать.

— В одном из интервью вы признавались, что стремитесь везде успеть, использовать каждый день максимально эффективно. Притом самокритично заявляете о своем пороке — лености. Как два противоречивых понятия, привычки, если хотите, уживаются в одной личности?

— Я не считаю их противоречивыми. Множество вещей делаю через «не могу» и «не хочу». Просто, как Мюнхаузен, тягаю себя за косичку, и иногда из этого что-то получается.

— Чем любите заниматься помимо оперы? Как называется отдушина, из которой черпаете силы и вдохновение? Может быть, это природа, семья или какое-то увлечение, благодаря которому перезагружаетесь?

— Опере, кстати, уделяю не так много времени. Если идет процесс выучки чего-то нового, это всего час-полтора в день. Все остальное время занимаюсь семьей, детьми, садом-огородом, строительством и ремонтом, решением каких-то житейских вопросов, например техосмотром автомобиля. По вечерам у нас пару раз в неделю совместный просмотр семейного фильма, с попкорном и разными вкусняшками. Но когда начинается время новой постановки, я смываюсь из дома на весь день, и все справляются сами.

— Публичность — мерило внутреннее, и иногда, улыбаясь на комплименты, привечая журналистов, слыша вслед «я вас знаю», артист не испытывает особого трепета и реагирует на это равнодушно. Нравится ли вам обратная связь с публикой, повышенное внимание с ее стороны?

— Особого трепета я точно не испытываю, я же взрослый человек. Конечно, внимание и хорошее отношение всегда приятны. У нас, белорусов, присутствует эта внутренняя интеллигентность, воспитанность. Поэтому общение с людьми практически всегда приносит хорошее настроение и благодарность за их внимание и добрые слова.

— Каждый должен заниматься своим делом и выполнять его хорошо — это и ваше утверждение, и одновременно золотая истина, непоколебимое правило жизни. Но как понять, что дело именно «свое»? Иными словами, как построили свой путь к музыке?

— Если то, что делаешь, приносит не только удовольствие, но и доход и нравится не только тебе, но и кому-то еще. Все очень просто. Мне всегда нравилось петь, сколько себя помню. Завернувшись в простыню и встав на табуретку, я очень серьезно пела про айсберг в океане еще в детсадовском возрасте. Тогда в садиках еще не было стационарных кроватей, и после обеда воспитатели должны были поставить раскладушки и приготовить постель для сна для всей группы. В это время я давала концерт. Дети сидели как зайчики и слушали все, что я исполняла. А репертуар был большой: и Пугачева, и Ротару, и Леонтьев. Воспитатели детского сада и посоветовали родителям отдать меня в музыкальную школу.

— Вы много путешествуете по миру, выступаете на большой сцене в разных странах и городах, исполняя главные партии в ведущих мировых театрах. Мадрид, Лондон, Вашингтон, Ницца, Буэнос-Айрес, Палермо, Неаполь в личном графике — привычное дело. Какая страна, город или театр, на ваш взгляд, в плане развития оперного жанра наиболее отличительны и идеальны, где хочется выступать еще и еще?

— Я стараюсь не упускать ни единой возможности поработать везде, куда меня приглашают. В этом и удовольствие — не задерживаться в каких-то одних условиях, даже самых комфортных. Я не могу отметить какой-то конкретный театр, потому что люблю их все. Но во время длительных постановок, когда приходится месяц-другой проводить в одном месте, предпочитаю мегаполисы: Милан, Нью-Йорк, Лондон и Париж.

— Как у обладательницы меццо-сопрано, ваше амплуа сложилось из ярких героинь с бескомпромиссным стремлением добиться своего. Это, например, Кармен из одноименной французской оперы или Любаша из «Царской невесты». Такой ли волевой характер у вас в жизни?

— Со временем и взрослением, конечно, характер меняется. Я, безусловно, сильный человек. Но бескомпромиссность — это не моя черта. Наоборот, всегда ищу наиболее разумный и менее травматичный способ решения проблем. Никогда не буду биться лбом в закрытую дверь, потому что дверей множество, как и возможностей и шансов. Я научилась говорить нет в ситуациях, не несущих для меня ничего хорошего. И я быстро забываю плохое, просто вычеркиваю его из памяти и иду дальше.

— Спасибо, уважаемая Оксана, за содержательную и интересную беседу!

В ТЕМУ

Большой театр стремится представлять сокровища мирового классического музыкального искусства белорусским зрителям во всех регионах страны, его филиалы открыты в Могилеве, Новополоцке, Гомеле. Крупные культурные проекты последних лет — Минский международный Рождественский оперный форум, Молодежный оперный форум стран СНГ, фестиваль оперного и балетного искусства «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов», Большой новогодний бал в Большом театре.

В оперном показывают как новый репертуар, так и бережно хранят вековые традиции. Некоторые спектакли здесь — ровесники суверенной Беларуси, как, например, балеты «Спартак», «Сотворение мира» или опера «Мадам Баттерфляй». Большое внимание и национальным постановкам. Так, в 2012 году состоялась премьера второй редакции оперы «Седая легенда», созданной более 30 лет назад корифеями белорусского искусства Д. Смольским и В. Короткевичем. За этот спектакль, а также за значительные достижения в развитии белорусского театрального и музыкального искусства коллектив театра награжден специальной премией Президента.


Художественный руководитель Национального академического Большого театра оперы и балета Валентин Елизарьев, народный артист СССР и Беларуси, лауреат Государственной премии

В 26 лет возглавил балетную труппу Беларуси, стал самым молодым главным балетмейстером Советского Союза, а его новаторский взгляд и смелые современные спектакли сделали белорусский балет узнаваемым во всем мире. Родился в Баку, учился в Ленинграде, а в Минск попал по распределению. Воспитывает студентов, которые становятся и педагогами, и теоретиками балета. Но хореографами — единицы, ведь стать хореографом, отмечает маэстро, это редчайший дар. Валентин Елизарьев — профессор, обладатель многочисленных орденов и медалей, премий, в том числе Всесоюзного и Международного конкурсов балетмейстеров, премии Союзного государства в области литературы и искусства, Национальной театральной премии и престижной премии Benois de la Danse Международной ассоциации танца.


Главный хормейстер Национального академического Большого театра оперы и балета Нина Ломанович, народная артистка Беларуси, кавалер ордена Франциска Скорины, лауреат Государственной премии

В Большом театре оперы и балета работает более 40 лет. Выросла в Мозыре, где и в помине не было оперных коллективов. Но все школьные годы пела, выступала в вокальном ансамбле, окончила музыкальную школу. Для учебы будущая народная артистка выбрала Гомельское музыкальное училище. С самого начала заинтересовалась классической музыкой. В Большом начала работать с третьего курса. Творческое достижение хора во главе с главным хормейстером — сложные партии в операх «Борис Годунов», «Набукко», «Аида», «Снегурочка», «Турандот», «Князь Игорь», «Царь Эдип», «Севильский цирюльник»… В 2017 году Нине Ломанович присуждена Государственная премия за значительные творческие достижения в развитии музыкального искусства, пропаганду духовных ценностей и личный вклад в постановку оперного спектакля на музыку Дмитрия Смольского «Седая легенда» по произведению Владимира Короткевича.


Главный балетмейстер Национального академического Большого театра оперы и балета Юрий Троян, народный артист Беларуси, обладатель медали Франциска Скорины 

В Большой пришел в 1968 году в качестве артиста балета. Приобщился к театру с детства: мама работала костюмером и приводила сына с собой. Здесь мальчишку пригласили в детский миманс, портфолио юного артиста расширялось, и в 10-летнем возрасте он сдал экзамены в хореографическое училище. На протяжении 20 лет ведущий солист Большого, с 2009 по 2019 год — художественный руководитель балета, с 2020-го — главный балетмейстер Большого театра Беларуси. Обладатель орденов и медалей, лауреат Национальной театральной премии. Гастролировал более чем в 80 стран, среди которых государства Европы, Азии и Африки.


Баритон Станислав Трифонов, заслуженный артист Беларуси, лауреат Государственной премии

Исполняет ведущие партии в спектаклях на белорусской сцене, а также на оперных площадках других стран: Швейцарии, Германии, Чехии, Великобритании, Испании, США, Колумбии, Нидерландов. Лауреат международных конкурсов им. Н. Лысенко в Украине, им. Л. Попп в Словакии, «Янтарный соловей» в России и конкурса им. И. Алчевского в Украине. Награжден медалью Франциска Скорины.


Сопрано Анастасия Москвина, народная артистка Республики Беларусь

Исполняет ведущие партии в спектаклях Большого, обладательница тембра сопрано, лауреат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, награждена медалью Франциска Скорины. В 2010 году дебютировала на сцене Большого театра России в премьере оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь», в этом же году состоялась мировая премьера оперы Ф. Фенелона «Вишневый сад» с участием белорусской певицы. Анастасия Москвина исполнила партии в операх Верди на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета. Выступала в шотландской резиденции английской королевы в Эдинбурге, на VIII Международном фестивале танца и музыки в Бангкоке. Принимала участие в гастролях белорусской оперы в Таиланде, Бельгии, Германии, Венгрии, Шотландии, Испании, Нидерландах, Азербайджане.


Ведущий мастер сцены балетной труппы Людмила Хитрова, заслуженная артистка Беларуси 

Танцует практически все ведущие партии в Большом театре, побеждает на престижнейших международных конкурсах. Вместе с партнером вошла в историю мирового балета как вторая пара после Андриса Лиепы и Нины Ананиашвили, получившая «двойной» Гран-при на международном конкурсе балетных артистов… Награждена медалью Франциска Скорины, объездила с гастролями полмира. После окончания Нижегородского театрального училища уехала в Красноярск, а из Сибири — в Минск. Хотя в Красноярске уже была солисткой, но в Большом начинала лишь в кордебалете. Беларусь стала судьбоносным выбором: именно здесь Людмила Хитрова состоялась как балерина. У нее великолепные роли, о которых можно только мечтать.

basikirskaya@sb.by

Фото из личного архива Оксаны ВОЛКОВОЙ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter